14 июня, 2014

Цветы для Элджернона

... голые знания, не пронизанные человеческими чувствами, не стоят и ломаного гроша.

Я не люблю фантастику ни в кино, ни в книгах. Но «Цветы для Элджернона» читала запоем *я вообще все так читаю, поэтому если с первых страниц книга не цепляет, значит, не судьба* Потому что здесь фантастика, которая при сегодняшнем уровне развития вполне может стать реальностью через десяток-другой лет. И потому что в этой книжке столько человечности, сколько не в каждом драматическом романе найдешь.


Утром когда я проснулся мне паказалось што я уже умный но я ашибся. Каждое утро я так думаю и все время ашибаюсь.

Главный герой истории – Чарли. Ему 32 года и он с детства болен фенилкетонурией. Что сказалось на его умственном развитии. Вся книга написана в виде его дневника, поэтому наглядно видно, как он постепенно умнеет. Поначалу было непросто воспринимать текст с кучей грамматических ошибок, но потом пришло понимание того, что лучше и нельзя было показать постепенное развитие и такое резкое угасание Чарли.

Книги и фильмы про умственно отсталых – они в большинстве своем очень добрые. Потому что эти люди сами по себе такие. Над ними могут издеваться, над ними могут смеяться окружающие, а они принимают эти улыбки за добродушие и улыбаются в ответ. Они живут в каком-то своем мирке, где по умолчанию все люди хорошие. 

Мне всеравно буду я знаменитым или нет. Я только хочю быть умным как другие и штобы у меня было много друзей которые будут меня любить.

Бесконечно далекая от биологии, я мало вдавалась в подробности того, какую операцию сделали главному герою, что он вдруг стал умнеть. Но читать то, как он со временем стал осознавать, что те, кого он считал своими друзьями, на самом деле видели в нем только посмешище, что даже для своей семьи он был изгоем, которого стыдились и от которого хотели избавиться, – это тяжело. Жалость – не самое хорошее чувство, но здесь невозможно было просто сочувствовать. Его было жалко, жалко от начала и до самого конца книги. Жалко настолько, что иногда хотелось, чтобы не было никакого эксперимента. Пусть бы он всю жизнь прожил в своем мире хороших, пусть бы чувствовал, но только не знал. 

И как же ошибался Чарли, думая, что, если он станет умным, его полюбят друзья. Он как был исключением для общества, так и остался им. Только если раньше он был недостаточно хорош для людей, то потом стал слишком совершенен. 

Раньше меня презирали за невежество и тупость, теперь ненавидят за ум и знания.

Да, до операции главного героя считали ни на что не способным глупцом. Но он этого не понимал и был по-своему счастлив. А получив возможность мыслить, он стремился навсегда сохранить ее. Он не хотел быть подопытным образцом для ученых. Все, о чем он мечтал, – стать таким, как все. Просто быть человеком, не хуже и не лучше других. Но это было невозможно. Потому что наравне с мышкой Элджерноном он стал частью эксперимента. Даже сами ученые не всегда видели в нем человека. Чарли стал всего лишь полезным науке объектом.

Я был человеком всегда, даже до того, как меня коснулся нож хирурга.

Во второй половине книги IQ главного героя достиг невероятных высот. И самое страшное было в том, что к тому моменту он уже стал понимать гораздо больше тех ученых, которые сделали его умным. И он уже знал, что это не вечно. На примере мышонка Чарли видел, что его ждет дальше – угасание интеллекта, которое произойдет в разы быстрее. У него было совсем мало времени. Ученые ошиблись с Элджерноном, ошиблись с Чарли, но его не покидала мысль о том, что он должен успеть найти и исправить эту ошибку. И дать тем самым шанс другим больным стать теми, кем у него стать так и не получилось.

Постепенно к концу дневника у Чарли начинают появляться ошибки, которых становится все больше, и больше, и больше. Он путается в словах, использует самые простые выражения и пропускает запятые. Но в нем снова просыпается то, чему не было места в присутствии ума. Чувства. 

P.S. Пожалуста если с можите положыте на могилку цветы для Элджернона. На заднем дворе.

P.S. По мотивам этой истории снят фильм «Цветы для Алджернона» (2006). И он, хоть и существенно отличается от книги, но тоже очень неплох. Главный герой располагает к себе и заставляет ему поверить. И его жаль ничуть не меньше книжного Чарли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий