21 мая, 2016

Путешествие по Щучинскому району

Подъем в субботу в 7 утра – это мой личный маленький кошмар. Как правило, если это недоразумение и случается, то только по принуждению. Но из любого правила всегда бывают исключения. Так что да, я могу добровольно проснуться ни свет ни заря в выходной. Но причина для этого должна быть достаточно веской. Например, очередное путешествие :)
14 мая «ПАДАРОЖНIК» открыл сезон. Это было первое путешествие клуба в этом году, а с прошлого ноября мы успели уже немного соскучиться по ощущению дороги, по интересным рассказам и необычным местам.

День нам предстоял очень насыщенный и долгий! Впереди нас ждало свидание со Щучинским районом Гродненской области. И, несмотря на то, что часть объектов мы уже видели, было интересно посмотреть их снова. А еще услышать рассказы о них, потому как, путешествуя самостоятельно, мы чаще всего ограничиваемся только осмотром и иногда что-то читаем в Интернете.

Старые Василишки

Первой остановкой по маршруту стала деревенька Старые Василишки, от которой всего около 70 км до Гродно. Сегодня ее население составляет менее 30 человек (!!). С огромным трудом представляю, как они там живут, их даже меньше, чем жителей в нашем доме! Но в какой-то мере даже завидую им, потому что «меньше народа – больше кислорода» :)
Старые Василишки в определенных кругах известны по всему миру, а причиной такой славы стал Чеслав Немен – родившийся здесь польский рок-музыкант, который до последних дней жизни всем сердцем любил родную деревеньку. Сегодня Старые Василишки стали своеобразным местом паломничества для поклонников его творчества из различных уголков планеты.

Визитной карточкой деревни уже более века является неоготический костел Св. Петра и Павла. Он был построен в 1897-1903 гг. по проекту архитектора Константина Войцеховского. Сейчас здесь служит польский священник, но в наш приезд он почему-то решил не показываться :)
Костел выглядит очень огромным! А расположение на возвышенности делает его заметным за много километров до деревни. По моим личным наблюдениям католические храмы часто украшены интереснее и разнообразнее православных (не беру сейчас в расчет позолоченные купола). И костел Св. Петра и Павла – еще одно тому подтверждение. Над его входом расположено панно с сюжетом на библейскую тематику, а внутри – украшения из керамики, фрески, обалденные витражи, скульптуры.
Помимо этого, у данного храма есть несколько уникальных особенностей. Так, если присмотреться, на фундаменте костела можно увидеть надписи. Ранее здесь были имена строителей святыни и местных жителей, жертвовавших на ее строительство. Но советская власть в очередной раз отличилась своей не знающей границ «гениальностью»: надписи замазали, чтобы люди поскорее забыли об уважении к вере. К слову, по воспоминаниям местных жителей, эти же горе-правители хотели использовать костел под склад, но хранитель ключей просто не отдал их власти :P В период 1953-1988 гг. храм бездействовал, а потом был возвращен католикам.
Самой необычной частью костела является ее левый неф. В нем находятся рукотворные пещеры. Каменная часовня-грот выглядит очень интересно, создается впечатление, что она высечена прямо в скале.
Осмотрев храм внутри и снаружи, мы отправились в клуб-музей Чеслава Немена, а далее наш путь лежал в церковь, которая по совместительству еще и крепость.

Мурованка

Маломожейковская церковь, больше известная в народе как Мурованка, – это настоящая загадка для историков. Она является памятником оборонительного зодчества и по сути своей уникальным объектом. Подобная церковь с оборонительным назначением есть еще в Сынковичах, но для Беларуси в целом такие строения не свойственны.
Загадки этого храма начинаются еще с года его строения. До сих пор специалисты не могут прийти к единому мнению. Согласно одним источникам, Мурованка была построена где-то в 1516-1542 гг. Однако никаких фактов, которые могли бы это подтвердить, нет. Дело в том, что за время своего существования церковь была и православной, и униатской, и католической. Соответственно, каждый раз изгнанные священники уносили все древние документы с собой. Поэтому предположения о дате появления храма делались только на основе его архитектурных особенностей, а они характерны строениям первой половины XVI века.
Впрочем, существует и альтернативное мнение, согласно которому Мурованка существует аж с 1407 года. Такой год можно встретить в буклете, который был издан в 1907 году к 500-летию церкви (сейчас этот буклет хранится в Мурованке как доказательство ее возраста). В подтверждение более древнего происхождения храма приводится еще один факт. В начале XIX века проводилась его реконструкция и в погребах были найдены надгробные камни. На одном из них указан год – 1469. Однако нет никаких прямых доказательств того, что ранее на этом месте не стоял другой, более древний храм, которому и принадлежали эти захоронения.

Возведением этой потерявшейся во времени церкви занимался род магнатов Мацкевич-Шкленских. Визуально церковь кажется большой, но внутри ее размеры достаточно скромные. И здесь нет ничего удивительного: толщина стен Мурованки составляет 2 метра! Есть даже информация, что внутри них находился тайный коридор между башнями, который в ходе реконструкции забаррикадировали.
Еще одна загадка для историков – особые метки на кирпичах церкви. Рассматривается несколько версий их происхождения. Кто-то утверждает, что это отпечатки лапок котов или собак, которые решили увековечить память о себе и прогулялись по сохнущему на солнце кирпичу. Согласно другим вариантам, непонятные ямки – это клеймо мастера-изготовителя.

Существенные видоизменения ждали храм в начале XIX века. Тогда к главному фасаду был достроен притвор, западные башни обзавелись «шапками», а восточные лишились лестниц. В этот же период появилась колокольня, число бойниц сократилось до 6.

Особенно сильно досталось культовому сооружению во время Первой мировой войны. Тогда оно использовалось для содержания пленных, а все ценности были вывезены в Москву, откуда, понятное дело, ничего уже не вернулось назад. По окончанию войны восстанавливать церковь взялся Лев Савицкий. С 1924 по 1948 гг. Мурованка принадлежала католикам, а потом была закрыта от верующих и служила складом. Православной святыней она стала только в 1993 году.
Сравнительно недавно над церковью стали работать студенты, которые за непродолжительный период «откопали» много интересного. Приступая к работам, энтузиасты ориентировались на общеизвестный план храма. Однако быстро стало понятно, что он совсем не соответствует действительности. Изменилось расположение входа в молитвенную часть Мурованки, обнаружились алтарная стена и шахта-щель для падающей решетки. Первоначальную кладку скрывал плотный слой штукатурки, под которым был найден аутентичный готический портал и кирпичный узор. А еще говорят, что где-то здесь спрятаны сокровища, владельцы которых оставили записку с указанием их нахождения. Записка была спрятана в корешок книги, а сама книга – в одной из башен церкви… :)
Сегодня Мурованка – один из главных белорусских претендентов на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас она занесена в предварительный список, который находится на рассмотрении Центра всемирного наследия.

И пока они там думают, мы отправляемся дальше. Следующей остановкой по маршруту стал полуразрушенный, но от этого не менее красивый дворец!

Желудок

В этом некогда прекрасном имении Святополк-Четвертинских нам уже доводилось бывать, поэтому сейчас текста о нем будет мало. Мы полюбили его еще тогда, мы продолжаем любить его и теперь, несмотря на не самое лучшее состояние дворца.
Помещики жили здесь задолго до появления усадьбы, в расположенном справа от нее доме поменьше и поскромнее. Но представители рода Четвертинских были слишком гостеприимными, поэтому одноэтажная постройка оказалась для них и всех их гостей слишком маленькой. И в 1907 году началось строительство дворца. Архитектором здания стал В. Маркони (усадьба в Коссово – тоже его рук дело). В замке были предусмотрены электричество, водопровод и отопление, на полу лежало несколько видов паркета, а в санузле – плитка.
К сожалению, никаких даже минимальных подвижек в сторону улучшения состояния дворца спустя 8 месяцев с нашего прошлого приезда не наблюдается. Да, он огорожен, да, есть сторож. Но никакие кпп и охрана не спасут это здание от влияния времени. А оно уже отчетливо видно во всем: в разрушающемся фасаде, в сбитых колоннах, в запыленных, никому не нужных помещениях, в окнах без стекол, в огромной трещине с левой стороны здания :(
Лучше бы отдали это имение наследнице рода Изабелле Четвертинской. Она хотела создать здесь белорусское представительство Мальтийского ордена. Евросоюз готов был выделить на это 70% требуемой на реставрацию суммы. Но кому это нужно! В лучшем случае здесь рано или поздно сделают-таки отель. В худшем – это все развалится раньше, чем начнутся хоть какие-то работы.
Щучин

Заключительным пунктом нашей поездки стал Щучин. Но так получилось, что в этот раз Щучин прошел мимо меня. Точнее даже, я пролетела мимо него :) Поэтому заочно знакомиться с городом пришлось через Интернет.

Щучин – городок крохотный, его население составляет всего около 15 000 человек. Впервые в письменных источниках упоминается в 1487 году, но годом основания поселения считают 1537. В разные периоды его владельцами были Радзивиллы, Сципионы, Друцкие-Любецкие.
Одной из основных достопримечательностей города является дворцовый комплекс второй половины XIX века, который не так давно отреставрировали. Есть здесь и религиозные объекты: монументальный костел Св.Терезы (1828 г.) с монастырскими корпусами и парком и стоящая прямо напротив костела церковь Св. Михаила Архангела (1865 г.), построенная в псевдорусском стиле.
Центр Щучина представляет собой 2-3-хэтажную застройку. Аккуратные домики плотно жмутся друг к другу. Раньше они принадлежали евреям, а на этом месте располагались торговые ряды. Интересным объектом города является местный БигБен :) Это компактная невысокая башенка, увенчанная часами. Первая каменная башня появилась здесь еще в конце XIX веке и стала своеобразным оберегом, возведенным как напоминание о сгоревшем деревянном Щучине.
А еще Щучинский район – родина Алоизы Пашкевич, известной как Цётка. Поэтому вполне логично, что в городе установлен памятник писательнице.

***

Наша поездка включала всего 4 населенных пункта этого района. Но на самом деле Гродненская область – это одна сплошная достопримечательность. Практически каждая деревушка, поселок, городок и город этого региона могут похвастаться чем-то интересным, а некоторые из них – уникальным. Поэтому даже искушенных путешественников здесь ждет много открытий! :)
К.

Комментариев нет:

Отправить комментарий