10 сентября, 2017

Охота за воздушными шарами

Я не знала точно, когда это произойдет, но была полностью уверена в том, что рано или поздно придет время писать третью главу эпопеи под названием «Воздушные шары в Минске». Два года назад, готовясь к приезду шаров на фестиваль «70 лет мирного неба», я была уже заочно в них влюблена. А потом, прощаясь неизвестно на сколько, отдала частичку своего сердца абсолютно каждому из них. И вот в 2017 они вернулись снова. Когда весной стало известно о новом чемпионате, мне пришлось собрать воедино все свое терпение *как показала жизнь, с хоть ним-то у меня все в порядке*. Затем наступило лето, но все, чего я тогда ждала, – это чтобы оно поскорее закончилось. Даты 8-10.09 для меня были выделены красным во всех календарях.
Третья часть этой воздушно-шаровой истории называется Minsk 950th Anniversary Balloon Cup.

Единственный повод для аэростатов собраться в Минске в таком количестве – участие в спортивных соревнованиях. На этот раз они даже были санкционированы Международной авиационной федерацией, а это уже немного иной уровень.

3 состоявшихся полета. 7 стран. 34 участника. И одно общее на всех небо Минска. Совсем скоро кого-то объявят лучшим. Но для меня все 34 по умолчанию лучшие :)

Теория воздухоплавания

Соревнования воздушных шаров – немного экзотика для обывателей. Обычно спортсмены бегают, прыгают, кидаются различными предметами или делают еще что-то, что поддается вполне понятной оценке: быстрее, выше, дальше. А с аэростатами, на первый взгляд, не все так просто. Казалось бы, ну в чем здесь можно соревноваться? Кто красивее проплывет над городом? Ведь единственное, что доступно пилоту, – это возможность изменять положение шара по вертикали. Все остальное – воля случая и капризы природы. Поэтому основной критерий оценки мастерства пилота – точность: спортсмены сбрасывают маркеры (специальные ленты с утяжелителями) на определенные цели. И проблема состоит не только в том, чтобы как можно точнее метнуть этот маркер, но еще и в том, что надо учесть ветер, который иногда бывает чересчур наглым непредсказуемым. Недостаточно просто опустить шар чуть пониже и скинуть ленту, важно также понять, как изменяется направление и скорость воздушных потоков на более низких высотах. Плюс еще тот факт, что шар – не автоматика, он не может отреагировать на действия пилота моментально. В общем, рассчитать точный момент, когда следует сбрасывать маркер, – это даже хуже высшей математики, вот серьезно :)
Среди задач, которые пилоты выполняли в этот раз, на сайте организатора написаны «Цель, заявленная пилотом/судьей», «Двойной сброс на максимальном расстоянии» и *мое любимое!* «Вальс сомнений».

Цель, заявленная пилотом
– еще до взлета участник сам для себя решает, какую цель он будет выполнять (естественно, поставив в известность спортивного наблюдателя – официального представителя соревнований, который контролирует и фиксирует координаты, расстояния, соблюдение/нарушение правил пилотом).

Цель, заявленная судьей, – все то же самое, только здесь уже судья выбирает.

Двойной сброс на максимальном расстоянии – спортсмену выдается 2 зачетные зоны, и его задача состоит в том, чтобы сбросить маркеры как можно дальше друг от друга.

Вальс сомнений – не знаю, кто придумал такое название, но много «браво» ему. Для воздухоплавания такая красивая терминология – самое то :) Суть задания по-прежнему такая же: максимально точно избавиться от маркера. Перед стартом участники получают несколько целей и сами вольны выбирать *на самом деле, мне кажется, за них выбирает ветер*, к какой им лететь.
Возможно, где-то в описаниях сущности задач есть какие-то неточности, не знаю. Пусть тогда меня простят и поправят. Но уже идет третий час ночи, а я до сих пор изучаю, как и что там, в небе, происходит. Поэтому такие вот корявые пояснения – максимум, на который я способна :)

Практика воздухоплавания

Теория и планы – это как все должно быть в идеале. Но сложно ожидать идеальных условий там, где практически все зависит от сторонних факторов, т.е. погоды. Как и в прошлый раз, для воздухоплавателей было заявлено 4 полета. Первый – сразу мимо. Несмотря на то, что всю неделю до соревнований дождь открыто намекал, что останавливаться не собирается, на пятницу погоду обещали более-менее. Она и была такой, наверное, вплоть до того момента, как пилоты стали выезжать на старт. А на месте взлета – бесконечно моросящие капли, ошалевший ветер и настолько низкая облачность, что отдельные туманные клочья висели ниже верхушек деревьев, как будто мы в горах где-то :) В общем, никто ничего не ждал в тот день. Чтобы публика не расстраивалась, ей продемонстрировали аэромодели – уменьшенные копии воздушных шаров, которые управляются человеком с земли. Аэростаты в тот день даже не показались из своих уютных фургончиков.
На второй день ожидалось 2 полета. Состоялись оба. Взлеты мы пропустили тоже оба :( Специально поставив будильник на 4 часа утра, я готова была сорваться в Заславль, на гребном канале которого и планировался первый запуск. Но никакой информации о точном месте старта шаров на тот момент еще не было. Ни в 4, утра, ни в 5, ни даже в 6 – переменчивая погода все никак не могла определиться. А потом уже и выезжать было поздно. И, на самом деле, хорошо, что не поехали – по факту место взлета сместилось куда-то к юго-западу от Минска. В общем, 1:0 в пользу ветра.

Начало вечернего полета застать тоже не удалось. Вообще, спецификой этих соревнований стало то, что мест взлета шаров было несколько, не было такого массового старта, когда все и сразу поднимаются из одной точки. Команды рассеивались по какой-то области и, взлетая, пересекали город по диагонали или с юга на север, чтобы выполнить оговоренные на брифинге задания.
Была надежда увидеть шары вблизи хотя бы во время ночного свечения. Ну, и мы, в общем-то, увидели, да :D Совсем близко, так, что можно было даже до них дотронуться. Только вот вся эта красота лежала в собранном виде, но мы-то отлично знали, что эти невзрачные коконы, скромно примостившиеся возле некоторых корзин, – это и есть ОНИ, пусть даже им и не суждено было "превратиться в бабочек" в этот вечер. Вместо шаров отдуваться в прямом смысле слова пришлось горелкам: они выдували сине-желтое пламя на несколько метров вверх, и со стороны воды это наверняка смотрелось довольно зрелищно даже без шара. Мы тоже сначала стояли и наблюдали за всем через реку (но тогда еще не потушили фонари, поэтому видно было так себе). А потом я поняла, что *Паровозик из Ромашково, привет!* если мы сейчас не увидим их вблизи, то опоздаем на несколько лет, до следующего приезда шаров.
И начался наш забег по набережной :) Не обязательно даже участвовать в минских полумарафонах, вы просто пробегитесь от Дворца спорта через гостиницу Беларусь до улицы Сторожевской, проходя при этом милицейские кордоны и огибая толпы гуляющих, чтобы успеть до того, как корзины начнут сворачиваться, – и счастья от того, что все-таки успели, будет ничуть не меньше :) Оказалось, неслись сломя голову зря. Мы потом еще довольно долго лавировали между людей от корзины к корзине, и чувство того, что эта воздушная сказка снова пришла в Минск, не покидало меня до того самого момента, пока последняя из корзин не скрылась в своем фургоне.. Горелки во всех смыслах разогревали народ и вместе со всеми ждали салют. И даже когда начались залпы, я смотрела не на салют, а на них, прекрасно понимая, что сейчас не только восхищаюсь ими, но и прощаюсь опять до неизвестно каких пор :(

Если можешь, прилетай скорей (с)

Очень жаль, что зрители (ок, пусть не все, но абсолютное большинство их) не смогли наблюдать ни одного запуска. А это, как по мне, самая красивая часть всего действа. Видеть, как еще 10 минут назад распластавшаяся на траве штука постепенно вбирает в себя жизнь, слышать равномерное тарахтение вентилятора, которое потом сменяется пыхтением горелки, удивляться масштабам ожившего и восставшего, наконец, шара, ждать-ждать-ждать, но все равно никогда не быть готовым к тому моменту, как корзина оторвется от земли, – все-таки есть в этом всем какое-то волшебство :) Понятно, что для воздухоплавателей это уже рутина, которая делается на автомате. Но для меня – нет. Полеты над городом – это, конечно, тоже красиво. Но в моем случае они не впечатляют насколько сильно. Потому что зрение очень так себе, и крошечный шар воспринимается как "что-то неопознанное болтается на горизонте". Единственное, что грело душу *сильнее всех 34 горелок вместе взятых*, пока мы бродили с запрокинутыми головами по Парку Победы, так это осознание того факта, что чего я, собственно, расстраиваюсь? Ведь я и так уже почти два года как графиня ;Р
Спасибо вам, организаторы, что делаете такие мероприятия возможными у нас в городе. Спасибо вам, пилоты, за ваши профессиональные качества. А еще – за *всю ночь пыталась подобрать наиболее подходящее слово* авантюризм! И за то, что делаете Минск похожим на иллюстрации из детских книжек. Спасибо вам, команды пилотов, за то, что благодаря вам все подготовительно-заключительные работы становятся слаженными. И спасибо вам, шары..

Пожалуйста, прилетайте поскорее снова!
К.

Комментариев нет:

Отправить комментарий