16 июня, 2018

Пиран | Piran | Младший брат Венеции

Пиран был первым нашим «выездным» городом, который мы посетили в весеннюю поездку. Но так получилось, что рассказ о нем станет завершающим во всей этой словенской эпопее. Пока у всех отпуска, лето и море, у нас море будет только здесь на фотографиях, да и то мартовское :)
Планируя маршрут, я долго не могла определиться с тем, какой же из курортных городков Словении нам посетить. Много лет назад мы уже побывали в одном из них, в Копере. Но и в этом путешествии для составления полного представления о стране очень хотелось посетить не только города и горы, но и морское побережье. С учетом того, что береговая линия страны составляет всего около 47 км, выбор, казалось бы, был невелик. Но посмотреть здесь есть что (хоть все эти морские городки и похожи между собой). Посетить хотелось и Изолу, и Порторож, и Пиран. В конце концов, выбор пал на последний, и, как оказалось, это было правильное решение: по дороге, пусть и проездом, посмотрели и Изолу (на нее открывался ооочень живописный вид прямо с трассы), и Порторож, от которого до Пирана можно добраться пешком, и даже Копер, с которым уже были знакомы.

Город пешеходов

Дорога от Любляны заняла около 2 часов, причем не обошлось без эксцессов. Когда уже начались курортные городки, в одном из них мы попали в мини-ДТП. Дело в том, что улицы там очень узкие и в придачу заставлены автомобилями. В общем, в какой-то из поворотов мы просто не вписались и задели стоящую у бордюра машину. Водители вышли и стали наворачивать круги возле автобуса и машины. А мне ну категорически не нравилось такое развитие событий. Возможно, причина была в низком сезоне, но в марте сообщение между Любляной и Пираном было очень так себе: всего пара автобусов, причем по времени нам подходил только один. Вот и получалось, что на все про все у нас оставалось часа 2-2,5. А тут еще и внеплановая остановка :( Не знаю, как разрешился вопрос с задетым авто, но минут через 10 оба водителя запрыгнули в автобус и мы покатали дальше.
Пиран – очень компактный городок с узкими улочками. И власти города очень предусмотрительны, потому как автомобильное движение в центральной части Пирана запрещено. Это, во-первых, исключает вероятность пробок и аварий там, где и пешком-то разминуться иногда проблематично, а во-вторых, сохраняет ощущение морского побережья с его чистым соленым воздухом. А еще на этом курорте расположены лучшие рыбные рестораны страны :)

Словенский филиал Венеции

Попадая в Пиран, оказываешься немножко в Италии. “Венецианскость” здесь чувствуется во всем, разве что отсутствие каналов напоминает о том, что до Италии мы все-таки еще не доехали. К слову, отсюда до итальянской границы – 23 км, а до хорватской и того меньше – всего 7 км.

Первое поселение на этой территории возникло еще в V веке. Название города, увы, не овеяно никакими легендами. Все гораздо проще: греческое “pyr” означает “огонь”, и это связано с тем, что на краю пиранского мыса с древних времен зажигались огни, служившие ориентиром для проходящих мимо судов.
История развития Пирана тесно переплетается с историей Венеции, т.к. в Х веке город входил в состав Венецианской республики. Это географическое родство не могло не сказаться на внешнем облике поселения. Причем это касается всех курортов полуострова Истрия. Но именно на Пиран венецианцы не пожалели ни сил, ни средств. Объясняется это просто: недалеко от города расположены соляные прииски, которые приносили доход. А самому Пирану покровительство “итальянской сестры” было только на руку. В этот период крошечный приморский городок переживал особый расцвет, горожане стали существенно богаче, о чем свидетельствуют дома той эпохи. Тесная историческая связь с Италией сказалась и на том, что здесь по сей день очень развито двуязычие.

Кстати, соланчаки вблизи города действуют и сегодня. А пиранская соль является знаменитым словенским сувениром, нам даже вручили по мешочку соли при выезде из отеля ;)

Интересное в Пиране

Везде пишут, что на осмотр города хватит и нескольких часов, а нам вот не хватило. И если бы мы не были так жестко привязаны к расписанию автобуса, я бы с удовольствие провела там еще несколько часов. Хотя очень важных достопримечательностей здесь и нет, но морская атмосфера города как-то по-особому влияет на состояние: хочется расслабиться и больше никуда не спешить :)
Поскольку Пиран – один из нескольких городов словенского побережья, логично ожидать от него хороших пляжей. Но не тут-то было. Несмотря на то, что в целом это побережье вполне подходит для купания (непригодность местного порта для крупных судов и отсутствие объектов промышленности делают пиранские воды особенно чистыми), здесь все же не так комфортно. Городской пляж каменистый, а море уже практически у самого берега довольно глубокое. Зато вот для яхт здесь раздолье. Они плавают совсем у побережья и далеко в море, “паркуются” возле главной площади и создают особый антураж даже в несезон :)

Негласный центр Пирана – площадь Тартини. Свое название она получила в честь родившегося в этом городе скрипача Джузеппе Тартини, памятник которому стоит здесь же. Что интересно, эту территорию город “отвоевал” у моря: раньше на этом месте находился порт, куда заходили корабли. Но застаивавшаяся вода и постоянные грязь и запах рыбы от местного рынка заставили горожан пересмотреть приоритеты. Бухточку засыпали.
Еще один интересный объект на этой площади – дом “Венецинка”, окутанный легендами. Если верить истории, это здание венецианский купец подарил своей возлюбленной. Однако за спиной богатого венецианца, влюбившегося в жительницу Пирана, постоянно распространяли сплетни, тем более что связь эта была тайной. И, желая показать всем, что его не волнуют эти пересуды, купец разместил на доме надпись “Lassa pur dir” – “ Пусть говорят ”. Видимо, не так уж и не волновали, раз пошел на такой шаг :)

На условном втором этаже города разместился собор Святого Георгия, покровителя города. К сожалению, у нас не осталось времени, чтобы его посмотреть вблизи, но вообще он виден из любой точки пиранского центра. Это старейшая церковь Адриатического побережья, которая за время своего существования неоднократно перестраивалась. Современный вид собора – результат реконструкции XVII века. В то же время была построена и колокольня, которую невозможно не сравнить с венецианской колокольней собора Сан Марко. Такое сходство неслучайно, архитекторы осознанно сделали ее похожей. Только вот прообраз из Венеции в начале ХХ века рухнул и его пришлось реконструировать, а его пиранская копия твердо стоит на земле вот уже четвертый век. Кстати, современные колокола для собора Св. Георгия привезли из Литвы. Сегодня здесь находится смотровая площадка на Пиран и его окрестности. А в хорошую погоду на горизонте можно рассмотреть даже Венецию.
Знакомство с Пираном невозможно считать состоявшимся, если проигнорировать прогулку по мысу Мадонны. Это и есть тот «острый нос» города, ради которого я и выбрала этот курорт среди нескольких :) Узкая часть суши живописно вдается в Адриатику, а венчает все это дело маяк. Пусть он и не такой прям классический, круглый и высокий, с мощным прожектором наверху и с домиком смотрителя у подножия (а хотя бы один образец такого “маячного” строения уже долгое время находится в моем персональном списке must visit, и когда-нибудь мы таки до него доберемся), но все же маяк ведь ;) Прогулка по мысу не занимает много времени. По одну руку будет находиться море, которое в наш приезд непрестанно плескалось об огромные камни на берегу, а по другую – многочисленные кафешки и ресторанчики, всегда полные народу.

Обязательной частью прогулки, на которую у нас ушло больше всего времени, стала крепостная стена с башнями. С нее открывается отличный вид и на мыс, и на залив, и на весь город внизу. Только вот попасть на эту стену оказалось той еще проблемой! Добраться сюда с площади Тартини не так уж сложно (если не лететь чуть ли не бегом, как это делали мы). Да, дорога довольно крутая, но преодолеть подъем вполне по силам. Основная сложность начинается потом. Вход на стену автоматизирован. Никаких людей, касс и билетов, только один автомат-турникет, прокручивающийся и пропускающий гостей, если кинуть в него монетку.
Подошли к нему, увидели с одной стороны непонятную штуку (внимание, это важно: полностью проигнорировали ее существование!), вычитали, что вход стоит 1 евро, кинули монетку и стоим, ждем, когда автомат нас таки пропустит. Но вот незадача: он подумал пару секунд и выплюнул наш евро назад. Конечно, мы стали возмущаться, что за дела такие (особенно я!), ведь ради видов с этой стены мы сюда и приехали. Разочарованные, пошли к стоянке неподалеку, откуда открывался в целом тот же вид. Только вот он был наполовину загорожен деревьями и крышами. В общем, ну не то! Я читала перед поездкой, что этот автомат очень коварный и срабатывает не всегда. Но все равно было до жути обидно, что именно нас он не пропустил. Уже когда собирались спускаться вниз ни с чем, я настояла на том, чтобы попытать счастья еще раз.
И удача нам улыбнулась! Ну, почти.. :) Подойдя к автомату повторно, мы увидели на стене возле него инструкцию. Почему мы сразу не обратили на нее внимания – вопрос (инструкции для слабаков, мы и без них знаем, как правильно – наверное, вот из-за этого ;D). В общем, там было написано, что в странной штуковине, которую мы поначалу проигнорировали, надо было обменять 1 евро на жетончик, который автомат в состоянии воспринять. Выдохнув одновременно облегченно (выход найден) и обреченно (а времени-то остается все меньше), стали пихать этот жетон в автомат. Первый блин оказался комом: кинув жетон, я прокрутила турникет, наивно полагая, что его теперь можно вращать как угодно, он все равно меня пропустит. Но он не пропустил.. В общем, жетончик действует всего на 1 поворот, далее система снова блокирует вход. Злые как невесть кто, обменяли вторую монету на жетон, кинули его, но автомат не подал признаков жизни (видимо, вот это и было то самое “иногда не срабатывает”, о котором я читала в сети). Вместе со злостью во мне проснулось и упрямство, и с третьего раза у нас все-таки все получилось. А далее был забег по стене, иначе и не скажешь. Я ощущала себя хомячком в клетке, который истерично носится вверх-вниз по лестницам и перекладинам. Забираться на самый верх времени уже не было, но виды, которые мне нужны были, все же перед нами открылись :) Уверена, что в солнечную погоду там еще красивее, но даже то, что мы увидели, стоило всех этих недоразумений с автоматом!
К.

Комментариев нет:

Отправить комментарий