11 ноября, 2018

Santa Maria del Fiore

Я не люблю фотографировать детали. Хуже, наверное, только фотографировать людей и еду. Все эти двери-окна-завитушки на зданиях – оно, конечно, красиво, часто – даже слишком красиво. Но мне больше по душе смотреть на них своими глазами, а не через камеру. Поэтому если я что-то снимаю, то по большей части только обзорные виды *и чем они обзорнее, тем лучше!*. А всякая такая архитектурная «фоторасчлененка» – не мой профиль. Но..
Из любого правила бывают исключения :) Во время этой итальянской поездки таким исключением стал кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Изначально я хотела рассказать о нем в рамках общего поста о Флоренции. А потом пересмотрела фото, нырнула с головой в ностальгию и решила, что это гениальное сооружение заслуживает отдельного поста.

Собор огромный, как я не знаю что, и на нем столько мелких элементов и деталей, что не хватит и недели, чтоб изучить его со всех сторон. Мы с нашими несчастными сутками во Флоренции такой цели себе не ставили, а уж внутрь заходить и вовсе не пытались. Но то, что своей внешностью он выходит за рамки стандартного – это факт. Не знаю, как можно было придумать такой фасад здания. И даже представить себе не могу, как этот сумасшедший проект удалось воплотить в жизнь. Зато очень отчетливо помню, какой мелочью я себя ощущала, стоя у этих стен.. И почему-то в голове в тот момент всплывали школьные уроки МХК, где нам рассказывали о Микеланджело и др. Рассказывали очень интересно, но, сидя за партой, я едва ли могла хотя бы просто мечтать о том, что однажды окажусь во Флоренции, пройдусь по тем же улицам, увижу то, что видели (и создавали!) они. В общем, довольно странные у меня мысли были, пока мы кружили вокруг Дуомо :)

Говоря об этом архитектурном шедевре, в первую очередь, конечно, имеют в виду сам собор. Но рядом с ним разместились 2 не менее интересных объекта *главное найти в себе силы и оторвать-таки взгляд от главного героя площади*.

Колокольня Джотто

Если стать лицом к главному входу в Дуомо, по правую руку окажется высокая тонкая прямоугольная башня – это колокольня Джотто. Вообще, Джотто пригласили во Флоренцию именно для строительства храма. Но он почему-то решил начать с колокольни. Внешне она мало чем отличается от самого собора: та же бело-розово-зеленая расцветка, те же детали. Она – «живой» пример итальянской готики.
Строительство фундамента кампанилы началось в XIII веке, хотя изначально она планировалась скорее как декоративный элемент площади. По крайней мере, никто не собирался использовать ее в качестве колокольни ежедневно. В какой-то момент создание башни вообще оказалось под угрозой: в Тоскане разразилась эпидемия чумы, там уж особо не до колоколен им было.

При жизни Джотто был возведен только первый ярус башни. Далее в строительстве участвовали другие мастера, что сказалось на внешнем виде сооружения: первые его ярусы выглядят более приземистыми и тяжелыми, но чем выше – тем ажурнее и воздушнее становится колокольня.
Помимо своей эстетической роли, кампанила выполняет функцию смотровой площадки. Лифта здесь, конечно же, нет, все придется преодолевать ножками. «Всего» 414 ступенек, около 90 метров высоты – и перед глазами откроется обалденный вид на всю Флоренцию. Но основной изюминкой этого вида станет красный купол собора. С такого ракурса будет казаться, что до него можно дотянуться рукой – наверное, это единственная возможность увидеть купол Санта-Мария-дель-Фьоре так близко *не беру сейчас в расчет то, что на него также можно подняться – это уже совсем другая история :)*.

Баптистерий Сан-Джованни

Второй элемент комплекса Дуомо, заслуживающий особого внимания, – это Баптистерий Сан-Джованни. Это невысокое восьмиугольное здание даже старше самого собора: оно появилось здесь еще в начале XII века на месте языческого храма. Увы и ах, но внутрь баптистерия мы тоже не попали :( Но посмотреть там есть на что, поэтому обязательно надо идти внутрь!
Из наружных элементов особенно интересны южные врата – самые старые ворота здания. А еще – так называемые Врата рая. Это двери с восточной стороны баптистерия, которые создал молодой скульптор Лоренцо Гиберти. Полотно ворот разделено на 10 секций, на каждой из которых воспроизведен какой-то библейский сюжет. Кстати, по легенде, Вратами рая их назвал Микеланджело, настолько его впечатлила работа неизвестного на тот момент мастера. Сегодня мы видим только копию, т.к. случившееся в городе наводнение 1966 года заставило флорентинцев пересмотреть свое отношение к историческому наследию.

Кстати, для крещения верующих баптистерий использовался вплоть до XIX века. В свое время здесь даже крестили Данте и Медичи.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Вот я плавно и подошла к своей любимой части :) Если бы я сейчас собрала все известные мне эпитеты и превосходные формы прилагательных, их все равно оказалось бы недостаточно, чтоб описать красоту этого собора. Он невероятный, правда. Мне, с одной стороны, жаль, что мы не попали внутрь и на купол, а с другой – это мотивирует планировать новое путешествие. И я не успокоюсь, пока не вернусь туда снова и не изучу каждый камушек снаружи собора и каждую мелочь внутри него :) И пока не увижу Флоренцию сверху!
Строительство храма началось в XIII веке и шло с переменным успехом. С настолько переменным, что окончательно собор был закончен только в XIX веке :) Но жители города не зря ждали так долго. Готовый храм способен был вмещать 30 тыс. прихожан *я даже не скажу навскидку, жило ли столько человек во Флоренции тех веков :)*. По сути, это была целая площадь, укрытая куполом. А сам купол может похвастаться собственной историей.
В начале XV века Санта-Мария-дель-Фьоре был построен до такой стадии, что пришло время устанавливать купол. Вот здесь-то и была загвоздка. Огромная площадь собора требовала от строителей невозможного – ни у кого не было ни идей, ни технологий, как можно завершить строительство храма. Несколько десятков лет он так и стоял с «окном» в небо. В это время власти города объявили конкурс на лучшее решение необычной инженерной задачки. Причем помимо того, что непонятно было, как этот купол прицепить туда, его еще надо было каким-то образом монтировать на высоте нескольких десятков метров.
Находясь в бедственном положении, власти принимали проекты от всех: и от скульпторов, и от живописцев. А победила идея ювелира Брунеллески. Не хочу вдаваться в подробности, как и что он высчитал *потому что все равно ничего не пойму :D*, но получилось то, что получилось: 51 год работы, полное отсутствие строительных лесов, 37 тыс. тонн веса, 35 м высоты, 8 граней, 1 фонарная башенка. И, как результат, – самый большой кирпичный купол в мире и по совместительству символ если не всей страны, то целой Тосканы так точно. И моя новая архитектурная любовь! :)
После окончания строительства собор освятил Пара Римский, что сделало его еще более значимым для католиков. «Дизайном» здания занялись только в XIX веке. Особенно интересен мрамор, который использовали для облицовки. Он неслучайно оказался полихромным, за счет чего собор одновременно кажется и белым с переливами в серый, и розовым, и зеленым. Эти цвета были подобраны в честь итальянского флага. А на архитектурных специальностях в Италии до сих пор изучают примененные при строительстве Санта-Мария-дель-Фьоре решения.
Сегодня наверху купола находится смотровая площадка. Но попасть туда не так-то просто *и я сейчас не о том, что придется топать пешком*. Дело в том, что желающих лицезреть эту красоту слишком много, поэтому билеты с сегодня на сегодня едва ли получится купить. Более подробно о часах работы и ценах на посещение каждой части комплекса - здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий