20 августа, 2019

Путешествие к Монблану и его друзьям | Aiguille du Midi

– К сожалению, мы не можем вам гарантировать подъем на самый верх, – будто бы оправдываясь, произнесла продавщица в кассе, показывая на схеме, нанесенной прямо на стекле, до какого уровня мы можем подняться. – Сейчас там наверху очень сильный ветер.

– Ок, мы и не собираемся ехать сегодня. Мы поедем завтра, – ответила я, изо всех сил стараясь выглядеть непринужденно.

– Да, конечно. Но и про завтра я пока затрудняюсь что-то сказать, – с сочувствием ответила девушка по ту сторону стекла.

– Все равно, дайте нам, пожалуйста, 2 мультипасса на 3 дня, – подключилась к разговору Надя.
Мне никогда не составляло труда в любой ситуации сохранять покерфейс. Но, несмотря на невозмутимое лицо, я абсолютно не умею управлять глазами – в них всегда видно все: страх, удивление, расстройство, разочарование, надежду, счастье. И она видела, точно видела, что тогда творилось во мне. Я поспешила отвести взгляд, лихорадочно прокручивая в голове варианты развития событий. Мы ехали сюда НЕ для того, чтобы погулять на высоте 2 300 м. И мы ПОДНИМЕМСЯ на этот пик, потому что погода станет лучше. Она ДОЛЖНА стать! В общем, режим упрямого барана запустился во мне на полную мощность.

Это было начало нашего путешествия по окрестностям Шамони. Я не ожидала, что все будет легко. Но когда на самом первом этапе – при покупке мультипасса* – тебя ошарашивают новостью, что высока вероятность того, что максимально близкое свидание с Монбланом может и не состояться, это как-то ну вообще не придает оптимизма. Будь это в моих силах, я бы тогда сама лично полезла разгонять тучи, только бы увидеть его белую макушку на фоне голубого неба :)
Ох и наслушалась же Надя тогда моего нытья. Оказавшись вечером в номере, я все время мониторила погоду, сверяла прогнозы разных сайтов и с надеждой косилась на небо, на котором нет-нет да и появлялись «дыры» в тучах, обнажающие желто-оранжевое закатное зарево. Я НАСТОЛЬКО верила в следующий день, как не верила уже давно ни во что..

Немного об истории Aiguille du Midi

Эгюий-дю-Миди (до сих пор не могу произнести это название, предпочитая ему буквальную транскрипцию Айгуилле ду Миди :D) в переводе означает «полуденный пик». Вершина получила такое название потому, что если смотреть на нее из Шамони в солнечный полдень, солнце оказывается прямо над горой.
Подъем на эту обзорную площадку – это возможность взглянуть на Монблан максимально близко. Ближе уже только если совершать восхождение. Поэтому подняться сюда было для меня делом принципа! Канатка на Эгюий-дю-Миди состоит из двух отрезков: сначала прямо из Шамони кабина вознесет вас на высоту 2 317 м к промежуточной станции Plan de l’Aiguille. При особом желании отсюда уже можно начинать пеший подъем на Монблан. Если желания топать на гору самостоятельно нет, а увидеть ее поближе хочется, далее нужно сделать пересадку, и второй фуникулер поднимет вас вверх по Северной стене Эгюий-дю-Миди. Что интересно, вторая секция канатки не имеет вообще никаких опор, она просто несет кабинку вверх и это, забегая вперед, ой как щекочет нервы :)

Высота верхней точки второй станции – 3 842 м. Поскольку кабинка доставляет гостей горы только на 3 777 м, несколько десятков метров еще придется преодолеть на лифте. Отсюда видно не только французские, но и итальянские, и швейцарские Альпы.
Идея построить на этом месте уникальную канатку возникла еще в 1905 году. Однако технические проблемы заставили швейцарских инженеров (да, такая мысль пришла в головы швейцарцам) приостановить работу над проектом. 4 годами позже за дело взялись французы. Как результат – к 1924 году была открыта первая часть подъемника. Вторую завершили через 3 года. На тот момент это была самая высокая канатная дорога в мире. Постепенно популярность этого подъемника пошла на спад, тем более что в регионе стали появляться другие канатные дороги. К 1951 году его и вовсе закрыли.

Восстановлением канатки занялись итальянцы. В итоге спустя 4 года этот подъемник вновь заработал, причем это был уже современный Эгюий-дю-Миди, а не его прототип.
Несмотря на то, что пальму первенства как самой высокой канатки в мире у Эгюий-дю-Миди отобрали, она по-прежнему остается лидером по перепаду высот между нижней (1 035 м) и верхней (3 777 м) станциями.

День Х

Готовясь к поездке, я неоднократно читала советы тех, кто уже там побывал: если вы проснулись рано утром, а долину заливает солнышко – ноги в руки и бегом на пик! В другой раз вам может уже не так повезти.

Еще накануне, при покупке билетов, продавщица предупредила нас, что приходить нужно не позже 08:00. После уже начинается ажиотаж, и подняться будет не так-то просто из-за очередей.
В 05:00 тишину номера нарушили трели будильника. Сначала запел мой, потом почти сразу же подключился Надин. Мы вскочили и уткнулись носами в окно. На улице была кромешная тьма, оценить обстановку было практически невозможно :) Небо по-прежнему обнимало горы, но кое-где вершины прорывались сквозь тонкие облака. Как же я тогда надеялась, что горы в этот день окажутся сильнее неба! Да, прогнозы показывали, что на высоте 2500 м все будет в тумане, но на уровне Монблана ожидалось солнце.

Поскольку идея поездки сюда и все планы были моего авторства, все стратегические решения тоже оказались за мной :) И я решила: подъему быть. Т.е. я не была уверена в этом до конца, но готовились, собирались и утеплялись мы так, будто на высоте 3800 м нас уже ждали :)
От нашего жилья до канатки было минут 10 пешком, и пока мы шли, я не могла найти себе места. Особенно волнительно стало, когда я увидела, что первый вагончик отправился в путь.

– Смотри, они поехали! – взвизгнула я, когда красная кабина быстро поползла вверх.

Через пару минут она уже скрылась в облаках, и мне в тот момент больше всего на свете хотелось перейти на бег. Будто эти 5 минут, что нам осталось пройти, могли что-то решить.. :)

Когда мы подошли к нижней станции, там уже толпился народ, хотя было только начало восьмого. Не знаю, как там все происходило с Надей, но я шла к очереди на ватных ногах. Поскольку спрос на подъем на Эгюий-дю-Миди просто сумасшедший, здесь всех в очереди делят на кабинки. Важно подойти к сотруднику станции (их легко вычислить по соответствующим костюмам) и получить жетончик с номером твоей кабинки. Прямо на стене станции огромное табло транслирует время отправления каждой – т.е. если ваш фуникулер уедет через, скажем, часа 2, то нет смысла толпиться там, можно приходить незадолго до выезда.
Правда, на тот момент мы еще этого не знали. И я, как самая нетерпеливая, сразу полезла толпиться :)

– Кабинка номер 5! Номер 5, пожалуйста, заходите! – услышала я спустя пару минут, и часть толпы отделилась и ринулась внутрь здания.

Тогда стало ясно, по какому принципу оно работает. Пока я считала ворон, Надя получила нам жетончики. Наш номер кабинки был 6. А это означало, что мы – следующие оО Ой как же это было волнительно! Почти год ждешь, ждешь, готовишься, рисуешь в своем воображении, как все будет, а потом оно берет – и сбывается! И вот уже сотрудник открывает проход для шестой кабинки, и ты идешь вперед на этих непослушных ногах, и небо наверху пугает, и даже немного хочется сбежать :D
Пока мы стояли в очередь, вверх поплыла пятая кабина. Немного отвлекало разглядывание людей в очереди. Я была уверена, что мы отлично утеплились, и с некоторым недоверием смотрела на тех, кто стоял рядом в кедах и с голыми щиколотками.

Удивительно, но когда наша кабинка спустилась и показалась из тумана, меня вроде как немного поотпустило. Я просто приняла как факт, что наш подъем неизбежно случится сегодня. А если вдруг ничего не увидим из-за облачности, был еще шанс повторить все завтра. Т.е. как-то морально проще стало все воспринимать как репетицию :) Я настроила себя, что сейчас мы проиграем черновик поездки, и если что – поднимемся завтра на чистовую.

Путь наверх

Фуникулер быстро заполнился людьми. Со всех сторон доносились негромкие разговоры на разных языках мира. Двери незаметно закрылись, мы чуть дернулись и поплыли вверх. Сначала Шамони стал стремительно удаляться от нас, а потом постепенно его стало видно все хуже и хуже. И дело было не в том, что город стал слишком мелким, чтобы различать детали. Нет, он просто скрылся от нас в тумане – мы находились в плотном облаке. Периодически из него то здесь, то там выныривали верхушки елок, но большую часть дороги мы вообще ничего не видели. Из-за этого, когда нам на пути попалась опора и кабинка на мгновение как бы оказалась в свободном падении, некоторые смешно завизжали :) Я помнила это ощущение падения еще со времен Закопане и, если честно, даже ждала его. Есть в нем что-то такое, не знаю, как это описать словами. Но когда желудок подлетает куда-то к грудной клетке, ноги от неожиданности непроизвольно сгибаются в коленях, а вестибулярный аппарат вообще теряется в пространстве – это как-то по-ненормальному приятно :D
Не знаю, сколько длился наш подъем на первую станцию, но когда мы вышли, не были видно ничего на расстоянии уже метра 3 вперед. Но я все равно продолжала верить. Вообще, в моих планах на обратном пути была прогулка по этому первому «этажу», потому что недалеко от станции лежит красивое горное озеро. Увы, мы его так и не увидели.

Быстро сменив кабину, мы продолжили путь наверх. Здесь уже не было никаких свободных падений, мы просто упрямо карабкались вверх по тросу.

– Смотри, там небо просвечивает! – в какой-то момент пнула я Надю.
И действительно: чем выше мы взбирались, тем чаще и активнее облака давали просвет голубому небу. Это было сложно осознать, но над Монбланом было солнце!

– Как это красиво, – только и могла бормотать я, пока кабина проходила последние десятки метров. – Это так НЕВОЗМОЖНО красиво!

У нас над головой раскинулось чистое голубое небо, яркое солнце лучами касалось снега, делая его еще белее. У нас под ногами тоже лежало небо – мягкое, как вата – то, из-за которого мне пришлось немало понервничать накануне и даже еще полчаса назад :) Это действительно было непередаваемо красиво. В мире на той высоте как будто осталось только 3 цвета: белый для снега, серо-коричневый для скал и голубой для неба. Все остальное (я сейчас про пеструю одежду гостей Монблана :)) воспринималось слишком искусственно.
Когда кабинка остановилась и мы вышли на мостик, первое, что мы увидели, был Монблан. Я молчала, сраженная красотой и величием природы, но все во мне просто кричало:

– Вот мы и встретились! У нас получилось!

2,5 часа наверху

Это был очень эмоциональный и слишком особенный для меня момент. Поездка из Шамони на вершину заняла не более 20 минут. А по ощущениям мы как будто попали на другую планету. Слишком тихо, слишком красиво, слишком.. горно :)

Весь комплекс на Эгюий-дю-Миди состоит из множества лестниц, галерей, туннелей и обзорных площадок. Он почему-то напомнил мне такую добротную клетку с массой развлечений для хомячка. Бегай себе вверх-вниз, только что колеса не было :)
Немного растерянные от увиденного, мы решили отложить подъем на максимальную высоту и осмотреться на первом уровне. Несмотря на то, что мы вроде как утеплились, а солнце было к нам ближе, чем обычно, мне было до ужаса холодно. Зато вот все эти страшилки о кровотечении из носа, ватных ногах и желании уснуть прямо там, где стоишь, о которых я много читала дома, нас миновали, к счастью. Да, перепад высот существенный, да, по-хорошему нужна была бы хоть какая-то адаптация, но в целом я была готова к худшей реакции организма.

Единственное, что напрягало, – было сложно дышать. Месяца за 2 до поездки я регулярно стала ходить пешком на 14 этаж, тренируя выносливость и легкие заодно. Но на высоте 3 800 м оно как-то слабо помогает, если честно :) Причем пока идешь или хоть как-то шевелишься, то еще нормально. «Бездыханность» у нас почему-то наступала, когда мы останавливались. Это было очень странное ощущение: я стою, фотографирую виды и пытаюсь позвать Надю, но не могу произнести ни слова :) Потому что не получается даже вдохнуть, чтобы набрать в легкие побольше воздуха. Как мы позже вычитали в одном из помещений, посвященных гипоксии, уровень кислорода на этой высоте – 65%. На Монблане – уже 60%. А на Эвересте что-то около 30-35%, если мне память не изменяет.
Я нещадно мерзла, в то время как Надя требовала от меня нормальных фото :D Иногда, чтобы немного согреться, мы даже забегали внутрь помещений. А потом решили, что пришло время выдвигаться на самый верх. Тем более что там нас ждал еще один аттракцион.

Пройдя по мостику над пропастью, но абсолютно этого не осознавая, мы вошли в другую скалу и на лифте забрались на 3 842 м. Монблан стал еще чуть ближе, хотя ощущения, что вот вытяни я руку – и смогу коснуться его, не было. Он стоял такой массивной пирамидой с округлой головой в белой шапке, но не казался слишком неприступным и холодным. Да, это тот уровень, где снег не тает никогда. Но какой-то опасности от Монблана почему-то не исходило. И, видимо, я не одна так обманываюсь, раз столько альпинистов погибло при его покорении.
С этой части комплекса начинается маршрут для восхождения. И мы видели подготовку альпинистов к выходу. Видели, как их маленькие фигурки шли по бесконечному снегу. На фоне окружающих просторов они казались точками.

Если бы я могла вращать головой на 360 градусов, в тот момент я бы это определенно делала. Не хотелось пропустить ни одной детали. Куда ни посмотри – вокруг были снег, скалы, скалы, снег, лед – но это были разные снег, скалы и лед. Везде они образовали разные картинки, и мне хотелось поглубже сохранить их в памяти. Не в фотоаппартной, в своей.

Шаг в пустоту

Шаг за шагом ноги сами привели нас к аттракциону, о котором я уже упоминала. В конце декабря 2013 года здесь открылся полностью прозрачный куб, зависший над пропастью. Он так и называется – «Шаг в пустоту» (Step into the void). Новозеладнский портал Stuff включил его в список 10 самых опасных туристических развлечений в мире. Хотя создатели куба уверяют в обратном: конструкция способна выдержать ветер до 220 км/ч и температуры до -60 градусов.
Чтобы сфотографироваться в кубе, пришлось отстоять очередь. Правда, двигается она довольно быстро. Перед кубом один сотрудник станции выдает гостям смешные огромные тапки, второй берет вашу фототехнику и делает кучу фото. По времени никто никого не ограничивает, можно снимать самим себя – абсолютная демократия. Единственное что, садиться на пол не разрешают, хотя раньше это точно можно было, я видела такие фото.

Стоя в очереди, я продолжала осматривать окрестности, поэтому, когда подошел наш черед, пришлось спускаться с небес на землю.
– Оооооаай, – протянула я, оказавшись на пороге куба, но это был скорее возглас удивления, а не страха.

Я была уверена в том, что мне не будет страшно. На самом деле, мне и не было. Только мысль о том, что чуть больше сантиметра стекла отделяют тебя от пропасти глубиной более 1 000 м, предательски всплывала в мозгу. Но ее полностью перекрывал восторг от открывающихся, в том числе, внизу, видов.

– Не ойкай! Идем, – практически втянула меня в куб Надя.
В общем, не такой уж это и экстрим, как оказалось :) Даже при страхе высоты, если не смотреть вниз, вполне реально простоять там минуту-другую ради фото.

Вернувшись на более надежную, чем стекло, землю, мы продолжили изучение комплекса. Когда мы оказались на залитой солнцем площадке, мне уже было не отвертеться от фотографирования Нади :D На замерзшие руки уже было не сослаться: солнце припекало так, что даже без куртки оказалось вполне ок.

Прощание

Постепенно к Монблану стали подбираться облака. Они не заслоняли его, но делали фон для белой вершины не голубым, а сероватым. Примерно к этому же моменту мы поняли, что осмотрели здесь все, что можно. Время возвращаться приближалось.. Мне хотелось бы задержаться здесь подольше, но холод и другие планы на этот день говорили о том, что нам пора спускаться.
Невозможно было отвести взгляд от вершины, невыносимо не хотелось прощаться. Хоть разум и говорил, что я еще несколько дней буду наблюдать Монблан из долины и даже из окна номера, мне все равно хотелось побыть возле него еще хоть немного, еще хоть на минуту дольше.. Несмотря на то, что у нас по-прежнему была возможность приехать сюда на следующий день, каким-то шестым чувством я понимала, что не приедем. Т.е. мысленно я прощалась по-настоящему.

Путь вниз тоже не обошелся без очередей. Хотя мы были одними из первых посетителей. Тем, кто приезжал позже, раздавали жетоны с номером обратной кабинки тоже. Как ни странно, я толком и не помню, как мы спустились. Все происходило настолько на автомате, как будто не со мной. У меня память возвращается только на моменте, когда из облаков показался Шамони. Его крошечные домики с каждой секундой становились все ближе и ближе.
Выходя из здания станции, я смотрела на лица стоящих в очереди на подъем и думала, ждут ли они встречи с Монбаном с таким же трепетом?.. Повезет ли им увидеть его таким красивым, каким он предстал перед нами?

– Ну что, довольна? – выдернула меня из моих мыслей Надя, когда мы уже удалялись в сторону центра города.

– Даааа :)

Не помню, когда последний раз я чувствовала себя настолько воодушевленной, как в тот момент. И больше ничего (даже снова наползающие на небо облака!) не могло нарушить этого воодушевления. Потому что моя личная ЗАДАЧА №1 на эту поездку уже была выполнена.
Свидание с Монбланом состоялось :)

*Мультипасс – это что-то типа проездного, который дает право кататься на многих подъемниках и монбланском трамвайчике и посещать ледяную пещеру. Не самое дешевое удовольствие, но он практически полностью себя окупает всего за один подъем на Эгюий-дю-Миди. Подробнее здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий