С возрастом я полюбила осень со всеми ее дождями, туманами и прочими непогодами. Это уютно и как-то даже красиво. Особенно если сидеть в этот момент дома, укутавшись в плед и уткнувшись в интересную книгу :D Но когда все прогнозы погоды на первый полный день в Шамони единогласно обещали нам осень, мне хотелось отменить ее как пору году :) Был и более радикальный план – отменить (перенести) поездку, но здравый смысл во мне одержал верх. До последнего хотелось верить, что все возможно. Но, увы.. Не было ни одного сайта с погодой, где нарисовали бы хоть маленький кусочек солнца. Все они сошлись во мнении, что долину в этот день накроет плотной тучей и дождь будет идти круглосуточно с небольшими перерывами на отдохнуть.
Когда мы приехали накануне, небо хмурилось, гоняло тучи, но не давало им плакать. Верхушки гор были спрятаны. Мы даже не могли поприветствовать Монблан, потому что не понимали, где именно его высматривать :) На улицах города рано стали зажигаться фонари. Кинув вещи в номере, мы пошли изучать окрестности. С учетом того, что дождь обещали и сегодня, во мне продолжала теплиться надежда, что на этот раз синоптики все-таки ошиблись.
Не ошиблись.
Дождь зарядил уже поздно вечером, почти ночью, когда мы вернулись в отель. Пока Надя обустраивала наш быт, я стала перекраивать весь план поездки. Понедельник по моим расчетам должен был быть важным днем. Но когда стало понятно, что монбланский дождь – это не летний минский дождичек на 15 минут, в нормальные такие потоки воды, под которыми по горам не погуляешь, я поначалу растерялась.
Из активностей, которые мы могли позволить себе без оглядки на погоду, у меня было всего 2 варианта: прогулка на трамвайчике Монблана и поездка на поезде Монтенвер к леднику Море льда. Тогда я еще не знала, что в этот день поезд потерпел крушение. Проверяя расписание работы каждого объекта, я только плечами пожала, увидев, что с ледником придется повременить: у поезда был статус «недоступно 12 августа».
– Значит, поедем туда в другой день, – пробормотала я скорее сама себе, чем Наде.
За все время нашего нахождения в Шамони французы так и не исправили последствия аварии, так что Море льда мы так и не увидели ни завтра, ни послезавтра, ни в какой другой день. А жаль, потому что ледник стремительно тает и есть вероятность, что лет так через 50, а то и раньше, от него ничего не останется :( В происшествии, к слову, никто из людей не пострадал, но первый вагон поезда прилег на бочок.
12 августа. 06:00
Дождь, дождь, дождь, стеной вода.
– Ну и что, – твердила Надя. – Чего ты психуешь, ты все равно ничего не можешь изменить.
Сидели, завтракали, косились в окно, кое-кто молча закипал.
12 августа. 07:00
Дождь, дождь, дождь, ни намека на окончание.
– Не надо было так рано просыпаться, – констатировала я факт, который у Нади, скорее всего, давно крутился на языке :)
Переделали все дела, прибрали комнату так, будто тут и не ночевал никто.
12 августа. 08:00
Дождь, дождь, дождь, постойте-ка.. прекратился!
В какой-то момент воду с неба как будто отключили. Возможно, занятая своими мыслями, я упустила момент, когда он пошел на спад, но, в очередной раз выйдя на балкон, я обнаружила, что капает только с деревьев, и мы засуетились.
Сначала нам предстояло купить еды, чтобы было, что взять с собой. Как оказалось, очень предусмотрительно, потому что в конечной точке нашего сегодняшнего путешествия не наблюдалось никаких кафешек. И еды никакой тоже не было. Ну, разве что подножный корм какой-нибудь, но я таким не промышляю :D
Tramway du Mont Blanc
Нашим развлечением на этот день был Трамвай Монблан. Это одна из последних зубчатых железных дорог в высокогорной части Франции. Построена она была в 1907 году. Поскольку дорога очень круто уходит вверх в горы, не обошлось без третьего, зубчатого рельса. Когда огромное зубчатое колесо под вагоном цеплялось за этот рельс, это было очень ощутимо :) Были отрезки пути, где хотелось помочь трамвайчику, так сложно ему было тянуть нас наверх :)
Маршрут обслуживают 3 поезда 1957 года выпуска: синий – Marie, красный – Jeanne и зеленый – Anna. Составы названы так в честь дочерей владельца трамвайной дороги. Конечная остановка трамвая лежит на высоте 2 372 м.
Вся дорога в одну сторону занимает примерно час. За это время трамвайчик проходит около 12,5 км пути, делая при этом 6 остановок. На каждой из них можно выйти и продолжить прогулку пешком. По пути будут красивые виды пастбищ, альпийских лугов, горных озер, ну и самих гор. Если вам повезет с погодой, конечно ;)
Конечная станция Nid d'Aigle – это начальная точка классического маршрута восхождения на Монблан.
В путь
Станция отправления трамвая расположена довольно далеко от Шамони. Поэтому, прежде чем отправиться в наше маленькое путешествие по зубчатой железной дороге, нам предстояло испытать на себе обычную французскую железную дорогу: добираться до Le Fayet удобно на поезде.
Шамони – городок компактный. Даже с нашей никакой ориентацией в пространстве мы умудрились ни разу не заблудиться (ладно, весь секрет в том, что у меня был навигатор :D). Ж/д вокзал находится совсем рядом с центром. Сотрудницы кассы, к счастью, говорят по-английски. В Шамони с этим вообще проблем не было, а вот когда нас занесло в Анси и особенно в Шамбери – там пришлось непросто.
Купив билеты и обнаружив, что до отправления поезда еще больше часа, мы пошли за мультипассами. Историю их покупки я уже описала ранее :) Немного (на самом деле – много) расстроенная, я утешала себя только тем, что обещанный дождь все еще не шел. А вдруг и не пойдет? Конечно, небо выглядело так, будто в любой момент было готово выплескать на нас сотни литров воды, но оно, видимо, старалось держаться :)
Когда мы ехали в поезде, была возможность рассмотреть жизнь в долине. Неспешная, размеренная, с толпами туристов, которые не шумят, как это бывает в Праге, Флоренции, Вене и других городах. Мне показалось, что в Шамони гости, наоборот, максимально стараются не нарушать тишины природы: говорят негромко, передвигаются неслышно и вообще производят минимум грохота – идеально, в общем :)
Приехав на станцию поезда Le Fayet, нужно выйти из вокзала и практически сразу вы окажетесь у точки отправления трамвайчика. Но, даже имея на руках мультипасс, необходимо получить билет на трамвай. Заходя внутрь, его просто надо отдать сотруднику.
Кто разлил молоко?
За мной водится такая странность: когда нужно выбрать из двух вариантов, я обязательно выберу неправильный. Всегда. Так произошло и с выбором стороны, где сидеть :) Лучше садиться по правую сторону по ходу движения – тогда виды из окна будут живописнее.
Но, поднимаясь в нашу синюю Мари, я этого еще не знала. Удобно устроившись друг напротив друга, мы уставились в окно.
– Надо открыть окно, – закомандовала я, крутясь в ожидании, когда трамвай, наконец, тронется.
С недоверием посмотрев на меня, закутанную в куртку чуть ли не с носом, Надя, наверное, поначалу пыталась подобрать слова, чтобы убедить меня в том, что не надо. Но я была непреклонна:
– Надо делать фото! Как я буду снимать через стекло.
Стекло оказалось какое-то трудно опускаемое (ну, или кто-то плохо позавтракал с утра), пришлось вдвоем повиснуть на его ручках, прежде чем окно нам все-таки поддалось. Удовлетворенная результатом, я поглубже залезла в куртку и принялась предвкушать.
Трамвайчик медленно двинулся.
Первые метры дорога проходила мимо депо, где мы увидели отдыхающую зеленую Анну, а затем круто свернула в жилой массив. В это же время дорога начинала резко подниматься, и мы почувствовали, как в работу включилось зубчатое колесо. И без того неслабо так громыхающий трамвайчик стал издавать еще больше шума.
Фотографировать пока было нечего, кроме дворов домиков, рассыпавшихся прямо вдоль железнодорожного полотна. Готовясь к масштабным видам, я стала осматривать наших попутчиков. Самыми интересными персонажами оказались альпинисты. Я пялилась на их снаряжение – огромные рюкзаки, веревки, каски – и не могла понять, что движет такими людьми. Что заставляет их идти на вершину? До сих пор не понимаю.
Тем временем наш трамвай поднялся чуть выше, позволив разглядеть альпийские деревушки у подножия гор. Маленькие домики, как будто построенные из лего, серые ленты дорог, хаотично растущие то тут, то там елки – пейзаж, полный умиротворения и какой-то особой романтики и.. он был не с нашей стороны :| Конечно, все было видно, особенно если усердно вытягивать шею, будто предпринимая попытку породниться с жирафами :’) Но снимать было нереально.
– Ладно, на обратном пути пофотографирую, – резюмировала я, хотя едва ли Надю тогда интересовали те мои проблемы.
Наивная, я тогда еще не знала, что в горах нужно действовать по принципу «сейчас или никогда». На обратном пути бОльшая часть этих видов была скрыта облаками.
Чем выше мы взбирались, тем интереснее становился обзор. Масштабнее. И вот уже перед нами не деревушки, а подступающие со всех сторон горы, между которыми зелеными коврами раскинулись луга. И над всей этой красотой клочьями висели облака. Где-то плотные, где-то почти прозрачные, кривобокие, будто бы наспех изорванные неаккуратной рукой, они наползали на долину, стремительно скрывая от нас то, что было внизу.
В какой-то момент облако окутало нас целиком. И без того небольшая скорость трамвайчика снизилась до минимума. К тому времени пассажиров в вагоне стало поменьше, и нам удалось пересесть на правильную сторону. Мы медленно карабкались вверх, и, периодически кидая взгляд вниз, я видела, что на некоторых участках от нашего поезда до края пропасти – сантиметров 20 от силы. Т.е. я не могла с уверенностью утверждать, что там пропасть, ведь все было в тумане, но я очень хорошо могла представить ее там :)
В общем, расстраиваться времени не было :) Тогда уже точно стало понятно, что мы ничего не увидим на верхней станции, потому что ее затопило этим молоком. Но, в конце концов, когда еще у меня будет возможность поплавать в таком туманище? :)
Почти в конце поездки случилось то, чего я мысленно ждала весь день, – пошел дождь.
– Ну вот, начинается, – закатила я глаза.
Не помню, что мне ответила Надя, но она всю поездку твердила мне, что «сколько можно страдать, если ты все равно ничего не можешь изменить в этой ситуации». Изменить не могу, да. Но я хотя бы могу ныть и возмущаться от всего сердца, потому что ну невозможно держать все это негодование в себе, кто-то же должен его услышать :D
Выход из трамвайчика оказался небольшой проблемой. Дело в том, что он останавливается на конечной станции под хорошим таким уклоном, и на мгновение я потеряла себя в пространстве. Вообще, это чувство периодически возникало и в дороге тоже. Мне трудно было сложить в одну картинку идущий под наклоном трамвай, вроде как стоящую ровно внизу деревню и наклоненные в другую сторону елки. В общем, мозг немного сломался от таких пространственных головоломок :)
Неба не было, дождь усиливался, облака из долины стремительно наползали. Первые минуты мы еще смогли разглядеть немного скал и даже ледник. А потом в буквальном смысле «все стало как в тумане». Даже я не рискнула подойти к краю горы. Потому что не было видно, где там этот край вообще :)
Так начинаются фильмы ужасов :)
Покрутившись немного, решили, что надо предусмотрительно взять билеты на обратный путь. Наша синяя Мари все еще стояла, готовясь к отъезду.
– Нам, пожалуйста, два билета на 16:40, – обратилась Надя к мужчине в кассе.
– Точно на это время, вы уверены? – с каким-то подозрением оглядел нас продавец.
Я обернулась, оценивая обстановку. Трамвай, на котором мы должны были ехать по моим планам, был отменен. В полном уверенности, что сейчас уже время близится к 16:00, я кивнула, всем своим видом заставляя кассира поверить в твердость наших намерений.
Ну, что мы попросили, то он и дал. А потом, уже отойдя от кассы, я достала телефон и взглянула на часы. 14:45!
– Эээээм, – только и получилось у меня. – Нам болтаться здесь еще 2 часа.
Издавая нервные смешки, мы единогласно решили, что за 2 часа еще, может, и распогодится. Хотя Мари все еще стояла, давая нам шанс поменять билеты и поехать назад прямо сейчас.
– Ладно, мы остаемся, – вынесла вердикт Надя.
Трамвайчик понял, что мы непоколебимы, и вскоре покатился вниз без нас. Мы немного походили по площадке, с которой в солнечную погоду должны были бы открываться до ужаса живописные картины. Повоевали с зонтом, который, почувствовав монбланскую свободу, не просто рвался из рук, а аж выворачивался в обратную сторону :) Признав свое поражение в этой битве, вынужденно сложили зонт и ретировались в приют.
К тому моменту большая часть прибывших вместе с нами людей или разбрелась по маршрутам, или уехала назад. В хижине альпинисты из нашего вагончика проверяли готовность к восхождению. Кроме нас была еще одна пара вроде бы из Италии, которая, видимо, тоже верила в то, что погода в горах – штука слишком переменчивая, чтобы так просто сдаться. В общем, когда альпинисты ушли в дождь, нас в приюте (не считая кассира, который сидел в своей комнатке) осталось четверо.
– Так начинается фильм ужасов, – заговорческим тоном прошептала Надя. – Четверо туристов застряли на высоте 2 300 м, отрезанные от цивилизации.
Хорошо, что итальянцы ничего не понимали по-русски :)
Надя и мужчина из пары оказались более стойкими: они периодически совершали вылазки на улицу, проверяя обстановку. Я к тому моменту уже околела и категорически отказывалась даже нос высовывать из приюта. Внутри, конечно, было не намного теплее, тем более что дверь домика всегда была открыта, и холодный туман иногда заползал внутрь. Морально готовясь к тому, что после такой экстремальной вылазки я непременно заболею, я стояла у окна приюта, за которым не было видно вообще ничего.
Хихикая и поглядывая на часы, мы просидели так почти 2 часа.
– Ну, в конце концов, не каждый день мы сидим в горных приютах, – сказала я, пытаясь то ли утешить саму себя, то ли оправдать нашу тупость.
– Да, будем считать это приключением, – согласно кивнула Надя.
– Отличное приключение! Прямо вот всегда о таком мечтала, – сарказм сквозил из каждого моего слова, но я ничего не могла с этим поделать :)
Скоро откуда-то из тумана, как ежики, стали выползать другие путники. Более смелые, которых не остановил дождь. И те, которые приехали раньше нас и ушли гулять, еще пока он не начался. Были среди них и мужчины, которые в тот день пытались покорить Монблан. Из их разговора мы поняли, что именно сегодня это еще никому не удалось. Но надо быть самоубийцей, чтобы в такую погоду лезть на гору.
В 16:40 дождь уже прекратился. К счастью (это странно, но да, я действительно это пишу :D), по-прежнему ничего не было видно на расстоянии нескольких метров от себя. К счастью – потому что было бы невероятно обидно, если бы там распогодилось, когда нам пришло время уезжать. Трамвая долго не было, и в какой-то момент кассир стал куда-то звонить.
– Это продолжение фильма! – принялась нагнетать обстановку Надя. – Трамвай бесследно исчез при подъеме на станцию!
Ничего не понимая по-французски, по спокойному тону мужчины мы все-таки догадались, что трамвай никуда не пропал, просто едет медленно. В условиях такой облачности это было не просто мерой предосторожности. Это был здравый смысл. Водитель, видимо, дополнительно перестраховывался из-за случившейся вчера аварии с другим поездом. И это очень правильно, потому что сойди с рельсов этот трамвай, кое-где он мог бы и в пропасть сорваться.
Когда земля под нами задрожала, из тумана стали выходить люди. Я не думала, что их на станции было столько. Они как будто отделялись от скал и медленно топали к поезду :D Ну чем не ужастик? :)
Путь вниз оказался быстрее. Хоть мы и сели на правильную сторону вагона, но в окнах не было видно ничего практически до самого города. А уже внизу нам предстоял экспресс-забег к поезду. Когда мы выбежали на перрон, там уже стоял какой-то состав, готовый вот-вот отправиться. Времени на раздумья не было, поэтому Надя подскочила к прогуливающемуся по станции сотруднику железной дороги:
– Это поезд до Шамони?
– *непонятно по-французски*
– ?? – не знаю, как выглядело Надино лицо в тот момент, но ее нетерпение мне читалось даже со спины.
– Да, Шамони! – закивал, наконец, француз. – Бегите, бегите!
И мы побежали. Я чувствовала, как нам вслед смотрит этот сотрудник станции. Кажется, не все спортивные фанаты так болеют за свои любимые команды, как он болел в тот момент за нас :D
Успели! :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий