01 сентября, 2019

Путешествие к Монблану и его друзьям | Glacier d'Argentière

Хронология, возможно, самое слабое место всех моих рассказов о наших путешествиях. Сколько бы я не убеждала себя, что лучше описывать все по порядку, каждый раз что-то идет не так. Ну потому что если сегодня меня прет от ледника, я буду про ледник! :) Пусть даже это был последний объект в поездке. И сейчас я мысленно переношусь в наш последний день в Шамони, чтобы пережить его еще раз хотя бы письменно.
Вообще, этот день обещал стать самым красивым, потому что Шамони тогда накрыло полноценным летом. На улицах города и в горах было столько людей, что сложно было понять, как и где такие толпы помещаются в небольшом городке. В моем идеальном плане на этот день было повторить все, что мы уже посмотрели (но не увидели из-за плохой погоды) ранее и что еще не успели. Вопрос был в лишь том, как все это вместить в ограниченное количество часов.

Поэтому накануне, сидя в номере и любуясь из окна Монбланом, я перекраивала наши планы вдоль и поперек. Да, от Белого и Черных озер пришлось отказаться, на них нужен был целый день, чего мы никак не могли себе позволить. С ледяной пещерой вопрос решился сам собой: поезд к ней по-прежнему не работал, а другие варианты добраться мы не рассматривали – это тоже было слишком затратно по времени. Зато вот ледник Аржантьер у меня в голове сидел с особой меткой «обязательно к посещению», поэтому с него и было решено начать наш день.

Почему Аржантьер?

Еще на стадии подготовки к поездке я изучила если не все, то большую часть ледников в округе Шамони и в нем самом. Подобраться максимально близко можно ко многим из них (и в день поездки на Монбланском трамвайчике мы, кстати, тоже видели ледник.. минут 5 максимум, пока его не накрыло туманом :)). Но почему-то больше всего впечатлений у меня осталось именно от Аржантьера. Тогда это были заочные впечатления, конечно. Но он на фото выглядел таким чистым, бирюзово-голубым и величественным, но мы просто должны были его увидеть. В рассказах некоторых людей я даже встречала информацию, что иногда эта глыба льда «поет». На подходе к леднику периодически путники слышат его гул и становятся свидетелями «льдопада».
Но был момент, когда я почти отказалась от идеи подобраться к леднику. Дело в том, что в прошлом сентябре на станции фуникулера, который приезжает максимально близко к нему, случился пожар. Я поначалу решила, что он отрезал нам все пути, но моя упертость взяла верх. Когда гугл не смог помочь с поиском оптимального маршрута, я написала на какую-то случайную почту, которую нашла на одном из сайтов, посвященных Шамони. К счастью, французы ответили довольно оперативно и рассказали, как мы можем дойти до ледника. Их рассказ не особо обнадежил, но это уже было лучше, чем ничего.

А дальше началась импровизация чистой воды :)

Муки выбора

Подъем, как всегда, был ранним. Уже в 7 утра мы стояли на остановке, ожидая автобуса, который должен был отвезти нас в одноименную с ледником деревню. Надя как обычно выглядела спокойно и невозмутимо, а у меня внутри творился хаос. Во-первых, потому что погода была идеальной с самого утра. Настолько залитую солнцем мы долину еще не видели. И я безостановочно прокручивала в голове варианты, как нам успеть все запланированное. Во-вторых, меня напрягало отсутствие какой-никакой определенности касательно нашей поездки на ледник. Я понятия не имела, как и сколько придется до него добираться. И если все предыдущие дни нас выручали канатки и фуникулеры, сегодня нам предстояло полагаться только на свои ноги. А кто их знает, приведут ли они нас к Аржантьеру?..
Примерно с такими мыслями я загрузилась в подъехавший автобус. Внутри сидели немногочисленные французы.

– Интересно, они хоть осознают, в какой красоте их угораздило жить? – задумчиво произнесла Надя.

– Может, они вообще этого не ценят! – проворчала в ответ я, потому что французы действительно вели себя очень буднично: кто-то сидел в телефоне, кто-то дремал.

И никто, кроме нас, так активно не вращал головой, стараясь по-максимуму насладиться красотой вокруг. Казалось, для них это была полнейшая обыденность.
Между Шамони и деревней Аржантьер около получаса езды на автобусе 2. В отеле нам выдали карту гостя, поэтому проезд нам ничего не стоил. Выходить можно или на остановке Les Chosalets, или на Les Grands Montets. Вторая предпочтительнее, но накануне я вычитала где-то, что там транспорт останавливается только в зимний сезон, поэтому мы решили не рисковать и вышли чуть раньше.

Первое, что с нами случилось, когда мы оказались на улице, – до нас долетел гул вертолетов. В этой деревне находится их взлетная площадка.

– Я хочу полетать! Надо полететь! – в который раз завела я одну и ту же пластинку.

И в который раз Надя сделала вид, что не слышит меня. А я очень, действительно очень хотела полетать! В идеале, конечно, прямо над Монбланом. Ведь если мне не светит на него подняться, у меня, по крайней мере, всегда есть шанс увидеть его с воздуха :) Существует вертолетный маршрут, который кружит именно над горной вершиной. Полчаса полета стоят, конечно, как бюджет нашего небольшого путешествия, но блин.. да плевать на деньги, плевать даже на мою аэрофобию! В этот раз меня остановило только отсутствие времени, но я до сих пор не отказалась от этой затеи.
Вторым, что настигло меня после выхода из автобуса, стал жуткий холод. Почему-то я в эту поездку нещадно мерзла почти каждый день. Хотя чуть позже я даже умудрилась сгореть на солнце, но это случилось уже днем. Утром же я мечтала завернуться с головой в какой-нибудь плед :)

От остановки до станции фуникулера, открытого взамен сгоревшего, было минут 10 пути.

– А мы начинаем работать только через 5 минут, – приветливо улыбнулся нам француз на станции. – Но вы можете проходить уже.

Он впустил нас внутрь, и мы оказались не просто первыми пассажирами канатки. Мы были единственными, кому приспичило так рано ехать наверх. Кабинки уже обкатывались, но они выглядели какими-то.. сонными что ли :) Пустые, с подмерзшими окнами, они смотрели на нас и, лениво открывая двери, подъезжая к станции, будто бы вопрошали «И что вам не сидится внизу?».
Пока фуникулер просыпался, мы решили уточнить у сотрудника, как нам лучше добраться до ледника.

– Какой маршрут будет проще? – спросила Надя, тыкая в карту, чтобы объяснить, куда нам надо попасть.

– Вы хотите пойти к леднику? – переспросил мужчина и в ответ на наши кивания заверил, что мы можем пойти любым путем, но для надежности посоветовал уточнить еще у сотрудников верхней станции.

Не знаю, как Наде, но мне полученный ответ как-то не особо внушал доверия. Для этих мужиков, с рождения скачущих по горам, вечно все просто и легко, а на деле оказывается, что мы там умираем от бессилия, пока идем этими их «простыми» маршрутами :D
После того, как закрылся из-за инцидента нужный нам подъемник Lognan, в качестве замены французы соорудили Plan Joran. Он проходит очень близко к Lognan, практически дублируя его путь, но при этом останавливается чуть выше. И если поход к леднику от Lognan не представлял бы никакой сложности, то от Plan Joran нам предстояло либо спуститься вниз до закрытой станции реконструируемого подъемника, а затем идти по стандартной тропе, либо пойти по новому, не так давно протоптанному маршруту.

Пока ехали в замерзшей кабинке, я лихорадочно прокручивала в голове оба варианта. Что выбрать, чтобы вложиться в наш график на день и успеть если не все, то хотя бы большую часть из запланированного??
На верхней станции уточнили у сотрудников, как нам лучше пойти. Они даже не рассматривали вариант спуска к станции Lognan и сразу отправили нас на новый маршрут. Сопротивление было бесполезно, мы все равно не знали ни одного, ни другого пути :)

Самые горные горы :)

По моему опыту, все дорожки в горах можно поделить на несколько категорий. Самое простое – это такие натоптанные «магистрали», широкие и удобные, как были в начале пути вокруг Tre Cime. По ним может быть сложно идти только если дорога ведет вверх. На втором месте – более узкие, но вполне понятные дорожки. Тоже ничего сложного. Затем идут более-менее нормальные тропы, не такие удобные, как предыдущие разновидности, но еще терпимо. И самое мое нелюбимое – это дорожки, которые вроде как есть, но их почти нет. Т.е. их практически не видно. Но они есть. Но этого не видно :)

В общем, нам предстояло пойти по чему-то среднему между третьим и четвертым :) Это была стихийно созданная тропа, которую проложили уже после пожара – т.е. дорожка-то особо и нехоженная.
– Нам сюда? – переспросила я у Нади, когда она озвучила мне ответ сотрудника станции. – Нам ТОЧНО сюда?

Надя кивнула.

– Ладно, здесь есть оранжевые метки, пойдем по ним, – кивнула я в сторону ярко-рыжей точки на камне.

Дорога вызывала сомнения с самого первого шага. Когда с первых же минут приходится карабкаться по камням, я мысленно готовлюсь к худшему сценарию, предполагая, что дальше будет только хуже.
Надя шла впереди, что вообще для нее в горах нехарактерно :D Я то и дело оглядывалась назад, пытаясь с высоты разглядеть варианты, как можно было бы облегчить нашу дорогу, спустившись вниз. На первых порах, сколько бы я ни оборачивалась, у меня создавалось впечатление, что мы не идем, а топчемся на месте, настолько близко от нас располагался подъемник, на котором мы приехали. Но это все оптический обман, какая-то особая горная иллюзия: почему-то в них абсолютно теряется понятие расстояния. До того, что кажется на расстоянии вытянутой руки, часто идти приходится несколько часов.

– Оранжевые метки на месте, значит, мы идем правильно, – бормотала я Наде в спину.

Хотя временами наша тропа выглядела так, что, сверни мы куда-нибудь чуть выше или чуть ниже, мы, кажется, не особо заметили бы разницу :)
– Это вот эту дорогу ты имела в виду, когда говорила, что завтра будет сложно? – переспросила Надя, хихикая.

– Я не подозревала, что она будет вот прямо такая! – оправдываясь, сказала я. – Я думала, нам просто придется много ходить.

Мы шли, наверное, с полчаса. Виды вокруг, конечно, завораживали. Размытая дождем дорога под ногами – ни разу нет, но виды на горы и небо, а еще где-то вдали летающие мелкими стрекозами вертолеты спасали ситуацию. Постепенно даже стали отогреваться замершие руки и нос.
А потом нас ждал сюрприз. Тропа резко оборвалась. Прямо посреди дороги лежал огромный валун. И непонятно было, что делать дальше. Ни внизу, ни вверху дорожки не было видно. Не было ее и прямо перед нами.

– Ну вот, пришли что ли?

– Что делать будем?

– Может, кто-то попробует обойти по более верхней тропе?

– Так там и тропы никакой нет!
Примерно такой диалог мы вели минут 10. Мы с этим камнем со стороны смотрелись, наверное, как мартышка и очки :) Крутясь на небольшом пяточке земли и решая, что будем делать дальше, мы вдруг услышали вдалеке разговоры, а спустя пару секунд  показались другие путники.

– Давай их пропустим и пойдем за ними! – встрепенулась я.

– Делай вид, что мы просто любуемся видами, – прошипела мне Надя, доставая телефон и включая камеру. – Фотографируй! Давай, мы как будто просто фотографируем.

Нас распирало от смеха, руки тряслись, и фото не получались, потому что все размывалось. Но мы упрямо продолжали делать вид, что у нас все в порядке, мы просто зачарованы окружающими пейзажами :D
Поровнявшись с нами, альпинисты поздоровались и.. как ни в чем не бывали просто переступили валун и пошли дальше! Да, это была группа мужиков, да, они были подготовлены в миллионы раз лучше нас, да, им помогали палки. Но они просто пошли прямо, как будто там на пути и не было никакой преграды. У нас с Надей рты открылись от удивления. Т.е. у них и мысли не возникло, что на этом участке маршрута есть какая-то загвоздка. А мы.. позорище :)

Когда альпинисты немного отошли, мы тоже стали карабкаться на камень. По ту сторону его дорога снова стала такая, к какой мы уже привыкли. Такая.. по которой идешь больше интуитивно, чем ее различая :’)

Чем дальше мы продвигались, тем красивее становилось вокруг. Солнце постепенно поднималось все выше, и из-за гор то и дело выглядывали его лучи. Канатка, на которой мы приехали, осталась далеко позади. Альпинисты уже давно скрылись из виду. И здесь нас ждала очередная неожиданность.
Прямо посреди дороги стоял внушительный предупреждающий знак, что горная тропа закончилась, дальше начинается опасная зона.

– Опасная зона? – протянула Надя.

– Нет, мы туда не пойдем, – решительно заявила я, понимая, что это действительно не наш путь.

Сравнив реальную картину с бумажной картой и навигатором, мы поняли, что действительно прошли почти половину пути, и далее нам предстоял спуск к дороге, которая должна была привести нас уже к самому леднику.
И здесь снова началось что-то интересное :D Я не знаю, под каким наклоном шла дорога, но угол оказался достаточно большим, чтобы придать нам ускорения. Т.е. быстро там идти не получалось. Стоило чуть ускориться – и ноги сами практически переходили на бег, остановить который было невероятно сложно. И при всем этом вся дорога была усыпана камушками различных размеров. Делаешь шаг – и из-под ног выскальзывают камни и огромных трудов стоит удержать себя вертикально, не шлепнуться и не покатиться вслед за камушками-предателями :)

Мы, конечно, не шлепнулись ни разу, но колени иногда высказывали все, что они о нас думают. Нахохотавшись, спустились-таки вниз. А когда обернулись – оторопели. Мы только что слезли ВОТ С ЭТОГО?! Да мы герои, не меньше! :D
Далее дорога превратилась в что-то среднее между вариантами один и два. Т.е. идти стало попроще. Солнце уже даже припекало, пришлось постепенно скидывать с себя свои 100 одежек. Большую часть пути мы прошли в одиночестве, и в этом была особая красота. Казалось, в тот момент в мире не существовало больше никого: только мы и горы, горы, горы везде. Горы под нами, горы вокруг нас, горы выше нас. Залитая солнцем долина, грохочущий где-то на фоне гор вертолет, спускающиеся сверху ручьи и атмосфера невозможного спокойствия и умиротворения. Идеально :) Все наши пешие приключения однозначно стоили того!

Со временем нас нагнала группа альпинистов, но вскоре они свернули куда-то вверх. Ледник к тому моменту уже пару раз выглядывал из-за гор. Подозреваю, эти люди решили идти не к «языку» ледника, а прямиком на него. Мы на такие подвиги не претендовали, поэтому продолжали топать вперед по нашей нормальной дороге.
Я поняла, что мы почти пришли, когда почувствовала, что, несмотря на припекающее сверху солнце, снова начала замерзать. И действительно, через несколько минут из-за очередного поворота показался ОН!

Аржантьер

Долгое время моей любимой разновидностью воды были горные озера. В тот день у них появилась конкуренция в «лице» Аржантьера. Я не особый эксперт по льду, но мне всегда казалось, что он прозрачный. По крайней мере, обычный белорусский лед – это куски серовато-белого цвета.
А здесь перед нами высились бирюзово-голубые глыбы. И это было настолько впечатляюще, что мы обе притихли. Аржантьер менял цвет в зависимости от освещения, блестел холодным светом и искрился, когда его касались лучи солнца. Стоя возле этой величественной ледяной горы, я испытывала очень смешанные чувства. Эта природная красота не может исчезнуть, она должна БЫТЬ! Но факты говорят об обратном :(

Этот ледник – один из самых крупных в регионе, но он ежегодно уменьшается. Ледяная река застыла в пространстве, но не во времени: на спутниковых фотографиях хорошо видно, что раньше «язык» Аржантьера спускался чуть ли не к самой долине. Яма, в которой раньше лежал ледник, очень различима, когда смотришь вниз и на противоположную гору. Лед замысловато отполировал ее, оставив на скалах необычные узоры и мелкими струйками стекающие водопадики.
Вокруг была абсолютная тишина. Ледник молчал, молчали и мы. Мне хотелось подойти к нему ближе и коснуться этого голубого льда. Но я не стала делать этого по 2 причинам. Во-первых, был риск оступиться и свалиться в объятия ледника – несмотря на его неземную красоту, это была так себе перспектива :) Во-вторых, не хотелось, чтобы он от прикосновения моей пусть и замерзшей, но все еще теплой руки, хоть немного подтаял.

Спустя минут 20 наше с Аржантьером единение нарушили случайные путники. Они прошли мимо и полезли куда-то вверх, вероятно, тоже отправились на сам ледник. Завороженные зрелищем, мы постепенно возвращались в реальность. Я понимала, что надо выдвигаться назад. Нам предстоял достаточно долгий путь, а в Шамони были еще другие планы. И мы стали прощаться.
Не знаю, сколько раз, уходя, я оборачивалась. А частоту повторения фразы «Какой он красивый!» не берусь даже посчитать.

Когда мы уже немного удалились от ледника, я снова не смогла сдержаться и повернулась к нему. Он очень удачно освещался солнцем и на фоне зеленой травы казался особенно бирюзовым и чистым. Такой бесконечно массивный, но при этом невероятно хрупкий и уязвимый.. И я не знаю, сколько ему еще осталось: один-два десятка лет, полвека.. пусть даже век. Но было невыносимо больно от мысли, что скоро он перестанет существовать.

– Останься!.. – про себя произнесла я, обращаясь Аржантьеру.
Произнесла, понимая, что ледник не сможет сам себя спасти. Понимая, что я не в силах чем-то ему помочь. Понимая, что он не останется..

И мы пошли назад, больше не оборачиваясь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий