19 августа, 2019

Путешествие к Монблану и его друзьям | Chamonix

Несмотря на то, что в этом году моей любви к горам исполнилось целых 10 лет, у меня никогда не было цели увидеть Монблан. Вот как-то странно, я не могу найти этому объяснения :) Более того, я его вроде как даже видела уже однажды. Когда мы путешествовали в Швейцарию, нас остановили возле какого-то озера и, тыкая пальцем куда-то в линию горизонта, твердили, что вот там можно увидеть сам Монблан. И я послушно кивала, типа да, вижу. Наверное :) Ну.. ладно, по крайней мере, вижу место, где он якобы должен находиться :D В общем, для галочки вроде как увидела – и на том спасибо.
Переклинило меня гораздо позже. Дело в том, что 3 года назад я загорелась идеей посмотреть на звездопад в горах. Мечта красивая, и незачем было мелочиться: раз уж в горах, то пусть сразу у Монблана :) Но в этот раз звезд мы так и не наловили :( Прогнозы погоды неслабо так пощекотали мне нервы за неделю до выезда: обещали дождь каждый, вообще КАЖДЫЙ день нашего там присутствия! Тут уж стало не до звезд, хоть бы Монблан увидеть удалось.
К счастью, позже прогнозы немного улучшились, но для звезд было по-прежнему не то. Самая звездопадная ночь в Шамони оказалась слишком облачной, небо как будто закрылось от нас плотным покрывалом. Две следующие оказались немногим лучше. А на четвертую ночь нам светили звезды. Вот только сил на то, чтоб смотреть звездопады, уже не осталось. Да и сами Персеиды уже пошли на спад. Но мне не привыкать: ничего так просто у меня никогда не сбывается. Хотя было немного обидно, конечно. Будет следующий август, будут еще звездопады, будем ловить все те же звезды, но уже не у Монблана..
Долгое время французы и итальянцы не могли поделить между собой «крышу Европы», поэтому в 1861 году пришлось заключать Туринский договор. Согласно нему, граница между этими странами проходит прямо по Монблану. Это дает право и тем, и другим считать самый высокий пик Европы своим. Но я не могу воспринимать его итальянским, вот вообще никак. У Италии и так есть невозможно прекрасные Доломиты, поэтому право на Монблан в моей картине мира всегда останется за французами.
У подножия Монблана раскинулась долина протяженностью 16 км, главным городком которой является Шамони. Именно он и стал нашим домом на эти несколько дней. Еще в XVIII веке на этом месте находилась небольшая альпийская деревушка, но когда ее открыли для себя два английских аристократа, Шамони стал быстро меняться, становясь таким, какой он есть сейчас. Здесь как грибы выросли отели, отремонтировали подъездную дорогу и проложили железнодорожные пути.
А в 1924 году в Шамони провели первые Олимпийские игры, и с тех пор рост его популярности уже было не остановить. Сейчас население города – это плюс/минус 10 000 человек. Зато туристов сюда приезжает около 5 млн человек в год. То есть это больше половины Беларуси ежегодно топчет этот живописный альпийский городок своими ботинками и лыжами, мне даже представить такое сложно :) Неудивительно, что спустя какое-то время местные махнули рукой на сельское хозяйство, которым жили долгие годы, и с головой окунулись в туристический сервис.
Шамони невозможно представить без белоснежной макушки Монблана. Да, внешне эта вершина не так уж и примечательна: она не уходит острым шпилем в небо, не приковывает к себе внимание с первых же секунд. С некоторых ракурсов так сразу и не разберешь, где вообще здесь самая высокая гора. По разным данным, высота Монблана составляет то ли 4 810 метров, то ли 4 807 метров. Из уважения к горе пусть будет первая цифра :)
Первым свои восторги от Монблана описал путешественник Питер Мартель в 1744 году. Уж не знаю, что он там писал, но после его заметок о походах многие просто «заболели» этой горой и жаждой ее покорить. И в этом я никогда не смогу понять альпинистов. Зачем мне покорять Монблан или любую другую гору? Я сама уже покорена ими – этого достаточно. Меня подбешивает тот факт, что любители снаряжаться в горы хотят кому-то там (пусть даже себе) что-то там доказать, показать свое преимущество над природой или хоть на мгновение поставить гору ниже себя. Никому никогда не стать лучше, выше и совершеннее гор, почему так сложно принять это и смириться? Да, я отлично знаю, каково это – любить их, но не вижу смысла их покорять.
Как бы там ни было, первое восхождение на Монблан состоялось 8 августа 1786 года. В роли покорителей выступили врач (!) Мишель Паккар и его проводник Жак Бальм. Не ручаюсь за достоверность информации, но среди вещей, с которыми эти люди совершали восхождение, был достаточно странный набор :D Компанию в подъеме французам составили зонт *серьезно? он же на той высоте при том ветре может помочь разве что в качестве молниеотвода :’D*, палатка, складная кровать *вообще прекрасно, будь у меня складная кровать, я бы ее везде с собой носила :)*, одеяла, 2 куртки, 3 пиджака, 3 жилета, 6 рубашек, парадная белая одежда *это чтобы прямо там на месте сразу отметить подъем?*, дорожная одежда, сапоги, гетры, башмаки с длинными, короткими и обычными носами *хммм.. особенно длинноносые к месту*, а еще домашние туфли *зачем??*. Не, ну если так укомплектоваться, то, может, не так уж и страшен тот Монблан? :’D
На самом деле, среди альпинистов Монблан не считается особо сложной вершиной. Маршруты на него уже давно проложены, история восхождений насчитывает более 2 веков. Но до сих пор этот скромный красавец в белой шапке остается одним из рекордсменов по количеству смертей. Не знаю, с чем это связано, возможно, сравнивая Монблан с более высокими горами, люди не осознают уровня опасности и относятся к восхождению слишком беспечно. Подумаешь, всего-то 4 810 м. При том, что до уровня 3 800 м можно добраться на канатке, пройти остается какой-то километр. Но, как бы там ни было, на склонах Монблана оборвались жизни нескольких тысяч альпинистов. Эверест и К-2 нервно курят в сторонке.
Удивительно не везет с Монбланом и некоторым самолетам. Первая авиакатастрофа случилась здесь в 1950 году, вторая – в 1966. Самое странное в этом всем то, что в обоих случаях участниками катастроф были лайнеры компании Air India. В списках погибших – почти 200 фамилий.
Не обязательно быть мужчиной, чтобы совершить восхождение на Монблан. В свое время хитрые французы решили использовать это как рекламную уловку. Чтобы повысить популярность курорта Шамони и переманить сюда посетителей похожего курорта на итальянской стороне, они придумали такой ход. Монблан должна покорить женщина! «Жертвой» была назначена Мари Паради, обычная крестьянка. Наивная девушка согласилась, слабо представляя, что ее ждет. В общем, 3 000 м она с горем пополам преодолела, а дальше ее в полуобморочном состоянии волокли по снегу мужчины-проводники. Но внизу, конечно, все было красиво подано публике: женщина сама взошла на вершину, приезжайте к нам – и вы тоже взойдете! :)
Среди известных личностей, поднявшихся на Монблан, были Рузвельт (тогда еще он не был президентом США) и Зидан (он даже забил на вершине символический гол, и эти кадры использовали в благотворительных целях в программе борьбы с лейкодистрофией).
У меня, как это обычно бывает, при подготовке к поездке были невероятные планы, часть из которых осуществить не удалось *и сейчас речь не про звезды*. Я отобрала несколько мест из категории must see, несколько – worth to see, несколько – опциональных, которые можно посетить при возможности, если вдруг время останется. Но получилось.. в общем, как-то так себе получилось :)
Французы, как оказалось, народ достаточно безалаберный. Еще на этапе составления маршрута выяснилось, что в сентябре 2018 года нужный нам подъемник сгорел.. Благо, никто тогда не пострадал – он был закрыт. Но как вообще такое возможно – пожар на закрытом объекте? Хотя о чем это я, один Нотр Дам чего стоит. В общем, это несколько усложнило нам жизнь, но ледник мы все же увидели. К красивейшим разноцветным озерам подступиться не удалось: подъемник оказался на ремонте, а без него поход к ним занял бы у нас весь день, пришлось бы жертвовать чем-то другим.
Ну а апогеем всего стало крушение туристического поезда Монтенвер. 11 августа, в то время как мы, предвкушая нашу встречу, неслись в сторону Шамони, одна из главных достопримечательностей региона сошла с рельсов. На счастье, здесь тоже обошлось без пострадавших. Но как так, французы? Этот поезд идет к самому большому во Франции леднику Мер-де-Глас, в котором вырублена пещера для посещения. Более того, в этом году поезду Монтенвер исполняется 110 лет. Поэтому его крушение в такой год – это какое-то  позорище, как по мне.
Ничего не поделаешь, придется сюда когда-нибудь приехать снова :) Вообще, раньше мне всегда было немного грустно уезжать из новых стран/городов/регионов/мест. А теперь я стала относиться к этому немного иначе. Какой смысл грустить? У меня ведь нет ни одной причины не вернуться. Я сейчас иногда даже специально оставляю что-то посещенным и неосмотренным, чтобы вторая встреча обязательно состоялась :)
Далее речь пойдет о:

Aiguille du Midi – полуденном пике, который нельзя не посетить, находясь в Шамони, и который заставил нас изрядно поволноваться. Мы до конца не были уверены в том, что наш подъем сюда состоится: здесь все решает погода.

Plan Praz и Brevent – подъемниках, которые привозят гостей долины на вершины с лучшими видами на Монблан. Именно отсюда можно посмотреть горе «в лицо».

Tramway du Mont-Blanc – одной из последних зубчатых железных дорог в горах Франции, самой высокогорной в этом регионе. К сожалению, мы практически не увидели ничего во время поездки: низкая облачность превратила наше путешествие на высоту 2372 м в поездку в молоке. Кажется, крикни мы там «Ежииик!», нам бы обязательно где-то вдалеке эхом отозвалось «Медвежоноооок!» :)

Glacier d'Argentiere – невероятного цвета леднике, поход к которому едва не сорвался из-за сгоревшего подъемника. Очень сильное по эмоциям и восприятию место, особенно когда гуляешь возле бирюзово-голубой глыбы льда в полном одиночестве.

Annecy и Chambery - двух городах, которые оказались дополнением к нашему путешествию к Монблану и его друзьям :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий